Контейнеровоз Ever Given сел на мель, что привело к полностью заблокированному Суэцкому каналу. В «пробке» стоят более 100 контейнеровозов.
По сообщениям компании Evergreen, зафрахтовавшей контейнеровоз, инцидент произошел из-за погодных условий. Судно столкнулось с внезапным порывом сильного ветра, который заставил корпус отклониться от курса и случайно сесть на мель.
Согласно данным MarineTraffic, построенное в 2018 году 400-метровое судно Triple E-класса, способное перевозить 20 тыс. морских контейнеров, шло под панамским флагом из Китая в нидерландский порт Роттердам (ожидалось прибытие 31 марта).
В Bloomberg отмечают, что операция по разблокировке Суэцкого канала может занять несколько дней и количество стоящих в пробке кораблей за это время только вырастет.
Контейнеровоз Ever Given не первое судно, которое садится на мель в Суэцком канале. В 2006 году контейнеровоз Maersk Shams на несколько часов заблокировал проход кораблей через канал, в 2007 году на мель сел контейнеровоз OOCL Japan, но его также освободили через несколько часов. Рекордной на сегодняшней день блокировкой Суэцкого канала является инцидент с нефтяным танкером Tropic Brilliance, который в 2004 году перекрыл судоходный канал на 3 дня — буксирам удалось сдвинуть судно с места только после откачки с его борта 25 тысяч тонн нефти.
Поскольку Ever Given полностью загружен, то масса судна может осложнить работу по его эвакуации.
Инцидент с контейнеровозом серьезно повлияет на сроки доставки товаров, а также нарушит планы судовладельцев, корабли которых теперь вынуждены стоять в ожидании разблокировки Суэцкого канала. По мнению вице-президента транспортно-логистической группы компаний «Аривист» и эксперта в области внешнеэкономической деятельности Евгения Кошкарова , перекрытие Суэцкого канала приведет к локальному сбою в контейнерных перевозках на маршруте Юго-Восточная Азия - Европа, что в конечном счете усилит интерес грузовладельцев к Северному морскому пути.
Эксперт по международной торговле Ирина Заседатель напротив считает, что такой форс-мажор не приведет в ближайшей перспективе к поиску новых транспортных путей. Грузовладельцы, у которых уже забукированы грузы, не смогут развернуться сейчас. «На переправе коней не меняют », - напоминает эксперт. Если через 2-3 дня ситуация не изменится, говорит Заседатель, то тогда грузовладельцам придется смотреть альтернативные пути доставки.
Кроме того, по мнению эксперта, это также скажется на работе порта Роттердам, который из-за нарушения плановой работы сначала будет пустовать, а потом случится коллапс, когда все грузы дойдут в один момент.
Павел Долгов , вице-президент Ассоциации Экспортеров и Импортеров, солидарен с коллегами в том, что данный форс-мажор скажется на поставках и задержке грузов, однако надеется, что ситуация быстро разрешится без дальнесрочных последствий.