Всего год назад всему миру пришлось вынужденно привыкать жить по-новому. Не было ни одной сферы, на которые не повлияла пандемия коронавирусной инфекции. И одна из таких сфер – офисная. Специалисты компании New Life Group сделали небольшое руководство по актуальным офисным сценариям новой реальности.
Кабинетно-коридорная система Такой офисный вариант давно изжил себя в других странах, но в России, на удивление, он все еще очень востребован. Отделы компаний наряду с руководством имеют свои кабинеты, также есть общие помещения для кухни, переговорок и комнат отдыха.
Преимущества: бюджетность, больше личного пространства.
Недостатки: высокий риск заражения сезонными вирусными инфекциями, разобщенность коллектива.
Кому подходит: производствам, небольшим компаниям, интровертам.
Общее пространство с перегородками и личными блоками.
Когда кабинетные офисы стали изживать себя, на смену им пришли общие залы, разделенные личными блоками с невысокими стенками из гипсокартона. Со временем перегородки уменьшились, а потом и вовсе исчезли. Для приема пищи и личного общения сотрудников отведены общие зоны. Сейчас, правда, такой офис мало где встречается, но они еще существуют.
Преимущества: максимальная сплоченность коллектива, открытость. Недостатки: мало личного пространства, отсутствие звукоизоляции.
Кому подходит: call-центрам, агентствам.
Open Space с фиксированной рассадкой.
Идея офисов опенспейс достаточно быстро набрала популярность. Изначально это представлялось просторным открытым помещением с хорошей вентиляцией, пространством для воплощения идей и полета мысли, а также для общения разных сотрудников одной компании. Как правило, такие офисы дополняются несколькими переговорками, зонами отдыха, а также зонами для приема пищи. На самом же деле реализация подобного пространства достаточно дорогостоящая и доступна не всем. Привычный «бюджетный» вариант офиса опенспейс – шумный зал с зоной питания и, в лучшем случае, переговорной зоной.
Преимущества: максимальная сплоченность коллектива, открытость, привлекательность среди современных сотрудников.
Недостатки: почти полное отсутствие личного пространства и звукоизоляции, вероятные «проблемы» с тонкими настройками климат-контроля, затратный способ организации пространства.
Кому подходит: IT-компании, агентствам, стартапам, прогрессивно ориентированным компаниям, экстравертам.
«Удаленка» тотальная / «удаленка» частичная.
До того как ВОЗ объявил пандемию, удаленный вариант работы не был популярным и зачастую воспринимался работодателями негативно. Но в 2020 году все изменилось и «удаленка» стала востребована. В нашем языке даже появился такой термин, как remotework. «Удаленку» достаточно часто путают с фрилансом. В отличие от него, сотрудники на «удаленке» работают по договору, имеют отпуски, социальный пакет, а также фиксированную заработную плату. Главное же отличие «удаленки» от офиса – возможность выполнять свои задачи из любой точки мира. Существует тотальный тип удаленки и частичный. При тотальном вся компания отправляется на «удаленку», при частичном – только часть сотрудников.
Преимущества: возможность привлечь зарубежных исполнителей, доступность большего числа сотрудников, рассматривающих удаленный тип работы, как основной, экономия на аренде помещения.
Недостатки: меньшая степень контроля, потенциальная текучка кадров, неизбежное снижение продуктивности (если использовать такой тип постоянно).
Кому подходит: IT-предприятиям, агентствам, стартапам, разработчикам ПО.
Гибридный офис.
Если верить данным сервиса wordstat, такой формулировки запроса не было до мая 2020 года. Гибридный тип офиса – это совершенно новое направление, только-только набирающее свою популярность. Подразумевает под собой совмещение удаленной работы с работой в offline (в офисе). Часть графика, которая отводится под «удаленку», как правило, реализуется для работы над индивидуальными задачами. А работа в офисе отлично подходит для решения командных задач, мозговых штурмов или планирования адаптивных стратегий. В плане реализации гибридный тип офиса похож на опенспейс, за одним моментом – рабочее место может быть не зафиксировано за одним сотрудником. Тогда на помощь приходит такой тип рассадки, как hot-desking. Исходя из своего графика, сотрудник бронирует за собой рабочее место через приложение или на физическом мониторинге, закрепленном на рабочем месте.