Найти тему
Энергия+

Инновации, которые защитят арктическую природу от разливов нефти

Оглавление

Сразу после экологической катастрофы в Норильске по предприятиям ТЭК, расположенным в Арктической зоне, прошли проверки надзорных органов. Не обошли вниманием и масштабный нефтедобывающий кластер «Газпром нефти» за полярным кругом. Узнайте, что увидела инспекция.

Шум в помощь

Одно из наиболее уязвимых мест с точки зрения возможных разливов нефти — внутрипромысловые нефтепроводы. Сегодня обеспечивать их безопасную эксплуатацию помогают технологии.

В «Газпром нефти» технологический портфель по защите и контролю целостности магистралей включает в себя подбор труб с антикоррозийными свойствами, использование ингибиторной защиты трубопроводов, внутритрубную диагностику. Каждое успешное решение компания стремится тиражировать на все свои активы. Хотя некоторые технологии оказываются уникальными.

«Трубопроводы и парк резервуаров — особенные объекты нефтепромысла. Сотни и даже тысячи километров, множество узлов и сочленений, агрессивная среда внутри — отсюда и слабые точки. На Новопортовском месторождении выбрана концепция заблаговременной работы по предупреждению нештатных случаев, — рассказывает руководитель программы по эксплуатации трубопроводов „Газпромнефть-Ямала“ Евгений Жигалев. — Это значит, что мы максимально просчитываем риски на этапе проектирования и контролируем строительство объектов. Но в то же время активно внедряем инновационные технологии».

Именно на Новом Порту впервые решили использовать для контроля за целостностью нефтепровода искусственный интеллект. Инновационную систему разрабатывают для обнаружения утечек и проверки механической целостности трубопровода с Новопортовского месторождения до пункта приема-сдачи нефти в Мысу Каменном. Ветка напорной магистрали протяженностью 105 км проходит по заболоченным участкам местности и труднодоступна в весенний период. Контроль с помощью беспилотных средств большую часть года затруднен из-за низких температур и сильных порывов ветра.

В основе новой системы лежит акустический способ. В ключевых точках трубопровода планируется установить чувствительные микрофоны, а сигнал будет передаваться по оптико-волоконному кабелю на нефтепромысел. Сейчас данные накапливаются и анализируются, а в будущем система сможет самостоятельно определять характер шума, опираясь на библиотеку шумов, собранную с помощью машинного обучения. В перспективе подобная технология может охватывать любые объекты нефтепромысла, дополняя уже существующие решения контроля. «Датчиками можно оснастить все нефтесборные путепроводы, каждый узел и кустовую площадку, — подчеркнул Евгений Жигалев. — Мы будем получать данные со всех ключевых точек, охватывая контролем всю инфраструктуру транспортировки сырья».

-2

В условиях сплоченности

Говоря о технологиях, нельзя не упомянуть и последнюю разработку «Газпром нефти» для ликвидаций последствий разлива нефти в условиях сильной ледовой сплоченности в арктических морях. Ледовая сплоченность означает степень покрытия водной поверхности дрейфующим льдом. Обычно в ледовых условиях разлив локализуют и собирают нефть механическим путем. В то же время в теплых морях для этих целей применяют диспергенты — вещества, которые разбивают нефтяную пленку и нефтепродукты на мельчайшие капли, после чего те оседают на дно, где перерабатываются микроорганизмами. Однако стандартные диспергенты оказываются эффективны, только если площадь ледового покрытия не превышает 30%. Для российской Арктики, в частности для Баренцева моря, где расположена платформа «Приразломная», этот показатель намного выше.

Совместно с Инжиниринговым центром МФТИ была создана рецептура диспергента, который работает в арктических морях. Специально для испытаний в лабораторию МФТИ доставили свыше 10 тыс. литров воды и 400 кг льда из Баренцева моря. Коллективу удалось разработать диспергент, который эффективен при сплоченности льда до 90%. Ни один другой аналог при таких ледовых показателях не работает. Разработка рецептуры заняла более двух лет. На сегодняшний день подтверждена его работоспособность, впереди — получение разрешительной документации от государства, регистрация патента и товарного знака, разработка технического условия на серийное производство.

-3

Новый диспергент не только поможет в обеспечении безопасности проектов компании в арктических морях, но и обладает экспортным потенциалом. Продукт был сделан не только для внутренних нужд, но и для всей отрасли, поэтому в планах - коммерциализация данной технологии. Очевидно, что проекты других компаний не всегда находятся в зоне низких температур, но разработанная  формула может быть адаптирована для конкретных специфических условий под нужды каждого.

Заинтересовала статья? Или вам интересны другие темы? Оставляйте свои комментарии - нам важно знать ваше мнение.

История покорения Арктики: триумфы и трагедии
Норильск: как устраняли последствия катастрофы?
Знаете ли вы как урчит тюлень?

Оригинал статьи и другие материалы читайте на сайте журнала: www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/

Наука
7 млн интересуются