В 30-е годы прошлого века тяжело жилось не только советским партийным работникам, но и их женам. Шла такая борьба за власть, за влияние, что это задевало «осколками» очень многих. В том числе, не выжила в это десятилетие Евгения Соломоновна Хаютина, которая, как раз, в 30-е была супругой наркома Ежова.
В 1938 году её не стало. Причина? Это очередная загадка истории. По одной из версий, Хаютина не выдержала нервного перенапряжения. По другой – это всё было делом рук Сталина. Третья версия – с супругой решил разобраться муж, которого многие считают самым настоящим палачом.
Попробуем выяснить здесь, какой была Евгения Хаютина, что с ней случилось в итоге, за что она не понравилась Сталину.
Любвеобильная Евгения
Александр Тарадай в статье «Ветви одного дерева» указывает, что девочка Женя, которая потом стала женой Ежова, родилась в Гомеле в семье купца еврейского происхождения – Соломона Фейгенберга.
Евгения Соломоновна была последним ребенком в большой семье, и, видимо, у неё в жизни был только один вариант: пробиваться самой. Что это значит для женщины того времени? Отвечает Евгения Хаютина. Не словами, а действиями:
Владимир Ханелис в статье «Единственный мой братик…» упоминал, что в 17 лет будущая жена наркома Ежова вышла замуж за некого Лазаря Хаютина, который работал позже в наркомате легкой промышленности. В 1938 году мужчину репрессировали, но судьба у него сложилась, судя по всему, лучше, чем у его бывшей супруги. Лазарь Хаютин был освобожден в 1947 году. А после ухода из жизни Иосифа Виссарионовича, мужчину вовсе реабилитировали.
С Хаютиным Евгения уехала в Одессу, где стала работать в редакции журнала.
Видела в некоторых статьях пишут, что первым мужем Евгении был простой сантехник, которого она бросила. Что-то не стыкуется.
Если речь о Хаютине, то как он из водопроводчика превратился потом в начальника отдела наркомата легкой промышленности? Впрочем, СССР был страной возможностей.
В Одессе Евгения Соломоновна познакомилась с Катаевым, Олешей, Бабелем. С последним, как известно, у неё был роман. Но об этом чуть позже.
Второй брак
В 1924 году Евгения Соломоновна переехала в Москву со своим новым любимым мужчиной – Александром Гладуном. Он руководил издательством «Экономическая жизнь».
Повстречались муж и жена, с одной стороны, банально, с другой – сама судьба свела. Гладун приехал в командировку в Одессу и увидел прекрасную Евгению.
Кстати, на мой взгляд, женщина была не такой уж красавицей. Вероятно, она использовала свою какую-то «внутреннюю очаровательность». Охмурять мужчин Евгения Соломоновна, как показывает история, умела.
В 1927 году Гладуна отправили на работу в Лондон – представлять интересы СССР. Но его быстро отозвали оттуда из-за шпионского скандала. Евгения Соломоновна не вернулась с мужем в Москву. Её направили работать в Германию.
Хаютина оказалась в СССР только в 1928-м. А в следующем году она отправилась в ведомственный санаторий в Сочи, где познакомилась с Ежовым, набирающим политический вес.
А. Павлюков в статье «Неизвестный роман Шолохова», опубликованной в 2007 году в «Огоньке», пишет, что у Евгении Соломоновны Хаютиной были романы с Бабелем, Отто Шмидтом и Шолоховым.
В том же источнике указывается, что Сталин несколько раз обращался к Николаю Ежову, высказываясь о Хаютиной отрицательно.
Почему Иосиф Виссарионович невзлюбил Евгению Соломоновну – это очень интересный вопрос, но мы можем строить только догадки.
Есть разные версии:
1. Сталин хотел защитить Ежова от возможных нападок. Ведь неверная легкомысленная жена – это большой минус для партийного работника, которому нужно не просто служить народу, а еще и удерживать власть.
2. Иосиф Виссарионович сам заинтересовался Евгенией Соломоновной, но та не хотела заводить романа со Сталиным. За что и поплатилась.
Я не хочу добавлять «желтизны», поэтому считаю, что Сталин, когда предупреждал Ежова, хотел наркома поддержать и защитить. Но любовь зла. Хоть и к 1938 году никаких чувств между Ежовым и Хаютиной не осталось. Николай Иванович требовал развода. А Хаютина по этому поводу обратилась к Сталину. Но Коба не ответил.
1938
Евгения Соломоновна, ближе к концу своей жизни, решила отдохнуть в Крыму. Её сопровождала на море подруга Зинаидой Гликиной. Безмятежный отдых был прерван Ежовым, который вызывал жену в Москву.
Евгения приехала, поселилась на даче, а потом попала в санаторий для больных психическими заболеваниями.
В один из дней в 1938 году Хаютина получила от супруга снотворное и, как считают некоторые историки, некую вещь, которая означала: «Это конец. Нужно уходить». Ситуация, действительно, была нехорошая. Одну за одной арестовывали подруг Хаютиной. Евгения Соломоновна выпила снотворное. На этом её жизнь закончилась.
А в 1939 году не стало и Ежова.
Так закончилась история этой семьи, у которой своих детей не было.