Это был проект «Сахарского моря». В XIX и XX веках планировалось построить внутреннее море в пустыне Сахара. Море было бы продолжением Средиземного моря и располагалось во впадине Каттара, в Ливийской пустыне. Если бы инженеры всё-таки взялись за этот проект, они бы существенно изменили рельеф Африки.
Потенциальные выгоды были следующими.
- Открылись бы новые торговые пути, что значительно увеличило бы торговлю в регионе.
- Этот проект чрезвычайно помог бы находящимся в затруднительном положении экономикам стран Северной Африки.
- Это позволило бы путешественникам легко преодолевать расстояние между Средиземным морем и Африкой к югу от Сахары.
- На канале можно было построить гидроэнергетические объекты, которые могли бы производить около 6800 МВт электроэнергии.
- Это значительно снизило бы суровые жаркие температуры окружающей среды.
- В настоящее время этот проект помог бы нам лучше бороться с глобальным потеплением.
Каков же был план?
Впадина Каттара, место, где могло бы существовать море, отвечает всем требованиям для создания искусственного внутреннего моря.
- Она лежит ниже уровня моря.
- Она находится в безлюдной части континента.
- Она находится очень близко к настоящему естественному морю (всего в 55 км от Средиземного моря).
Хотя это и возможно, построить искусственное море было бы непросто. План создания этого искусственного моря выдумал человек по имени Фридрих Басслер (немецкий гидротехник).
По кратчайшему пути был бы вырыт канал от Средиземного моря до впадины Каттара. Строительство канала заняло бы 10 лет. Однако после того, как была произведена оценка стоимости проекта, ценник никому не понравился. Так много вкладывать в программу никто не собирался. Короче говоря, инвестиции, необходимые для реализации схемы, просто перевешивали выгоды...
У Фридриха Басслера было ещё одно решение. Он предложил разместить на трассе канала 213 ядерных бомб. Каждая такая бомба имела бы мощность 1 мегатонну (в 75 раз больше, чем бомба, сброшенная на Хиросиму). 213 ядерных боеприпасов должны были взорваться одновременно.
Канал был бы прорыт мгновенно, но у этого плана, разумеется, были свои проблемы. Это сильно повлияло бы на регион из-за радиации. Кроме того, неустойчивые тектонические плиты в регионе могли быть непредсказуемо затронуты этими взрывами.
Что же стало с планом? Когда Фридрих Басслер представил план египетскому правительству, оно просто отклонило это предложение. Таким образом и был свёрнут самый амбициозный проект в истории.
Был ещё более нереалистичный план, чем этот. План предлагал соединить впадину Каттара с рекой Нил, чтобы создать внутреннее море с пресной водой. По некоторым причинам идея нанести ядерный удар по берегам реки Нил оказалось ещё менее популярной...
По материалам публикации (англ.).
Из комментариев
Было бы интересно предложить проект «Море Сахары» в качестве задания для студентов, изучающих гидрологическую инженерию, чтобы посмотреть, что они смогут придумать. Посмотрите на туннель между Великобританией и Францией. Это, вероятно, выполнимо, но не совсем понятно, практично ли это... Примерно до 2500 года до н. э. здесь были болотистые внутренние условия.
***
Заполнение впадины водой из Средиземного моря просто привело бы к попаданию солёной морской воды в необитаемую пустыню. Рассуждения про «торговые пути» и помощи экономике стран Северной Африки совершенно неубедительны.
Южный конец впадины, который предположительно был бы южным берегом нового моря, находится всего в 100 милях от Средиземного моря. У вас есть тысячи миль малонаселенной или необитаемой Сахары без дорог, прежде чем вы попадете в Африку «к югу от Сахары». Сокращение этого расстояния на 100 миль не изменило бы ничего...
Я думаю, что сторонники плана на самом деле просто хотели увидеть самый зрелищный фейерверк в истории и придумали эту идею, чтобы оправдать своё желание.
***
Оно очень быстро превратилось бы в мёртвое море, поскольку морская вода уходит в результате испарения, оставляя соль. Посмотрите на озеро Солтон-Си в Калифорнии. Случайно, когда прорвалась дамба оросительного канала, оно стало курортом. Вокруг выросли целые города. Вскоре оно засолилось, а сегодня это токсичная выгребная яма с гниющими птицами и рыбой, запах которой можно почувствовать за 200 миль...