Он закрыл эпоху средневековья, открыв новый мировой отсчет - Фатих султан Мехмед.
Именно так трактуют историки взятие Константинополя в 1453 году. Непреступная крепость на пути в Европу пала 29 мая. Перед юным падишахом из рода Османа. После двадцати трёх осад его дедов и предедов.
Мехмед соединил воедино границы османского государства - Европу и Азию. Не хватало лакомого кусочка, чтоб столица Эдирне была одним целым с землями в анадолу.
Именно с его правления к Османской добавилось слово империя и император.
Мехмед осуществил мечту отца падишаха Мурата II, который не смог взять непреступную крепость в течение 50 дней и повернул обратно. Также отступали и другие тюркские походы.
К взятию Константинополя Мехмед готовился два года, а бредил идеей с двенадцати лет. Скрывая до последнего свои планы. Даже от приближенных!
Впервые в мире Мехмед использовал пушечную атаку крепостных стен на длинные расстояния. Посадил йенычар на коней. Перетащил лодки по суше в залив Золотой рог из Босфора. И за год до осады "перерезал горло" Константинополю со стороны Босфора, построив крепость Румели.
Именно гений полководца султана раздвинул границы Османской империи в два с половиной раза, до 2 млн км2. Во все походы падишах ходил сам, на коне. Идя впереди войска.
Он мог найти общий язык и с турками и с иностранцами. Читал труды астрологов и математиков в оригинале на латыне и греческом.
В Европе султана Мехмеда прозвали grand turco - büyük türk - великий турок. А на Востоке он известен как завоеватель - fatih.
«Константинополь непременно будет завоёван, и как же прекрасен тот предводитель и армия, что завоюет его!» Именно это пророчество - хадис Пророка Мухамеда, мир с ним, за 800 лет до событий подбадривало султана в трудной осаде. Она была не лёгкой, войско было уверенно - Константинополь непреступен!
Не зря кто-то сказал:
Рождение новой империи зависит от падения прежней.
Восточно - римская империя доживала свои последние дни в границах Константинополя, не имея средств на восстановление дворцов и церквей. Так и не придя в себя после латинского нашествия и разграбления в тринадцатом веке. Мехмед установил свободу исповедания в империи и вернул Константинополю былое величие - в науках, архитектуре, торговле. Но уже в Османской империи.