Найти тему

Солома #11

Солома #11. (Продолжение). African Scream Contest: Raw & Psychedelic Afro Sounds from Benin & Togo 70s (Analog Africa 3, 2008).

Бенин и Того - это две узкие полоски земли, зажатые между двумя запаздно-африканскими гигантами: Нигерией и Ганой. Спровоцированный этим дефицит денег, инвестиций и ресурсов вкупе с долгой политической нестабильностью спровоцировал, естественно, и недостаток профессионалов. Это касалось всего, и музыки в том числе. Большинство треков из сборника сыграно не только без знания нот, но и без знания инструмента как такового. Тем не менее, независимость с середины 70х от французской метрополии спровоцировали бурление культурной жизни: чтобы составить это компиляцию из 14 исполнителей Сами Бен Раджебу (кто не помнит: основателя Analog Africa) пришлось потратить 4 года и переслушать несколько тысяч записей, большинство из которых были обречены на забвение, т.к. были куплены местными рекорд-компаниями, но так и не были изданы. Все эти истории Сами изложил в 40-страничном буклете с приложением фотографий и интервью с участниками тех событий.

Чем больше я пытаюсь разузнать о той эпохе, тем яснее для меня аналогия между тем временем и нашими 90-ми годами. С одной стороны разруха, запустение, бедность и макароны на маргарине, а с другой мощный культурный движ и, в общем, подлинная свобода, контркультура, ТамТам, Горбушка. Про Marksheider Kunst и Серафима Макангила я уже вспоминал. Или вот: история издания наследия дискографии Alien Pat. Holman. В тот момент (на излете 90х) у Ганса Хольмана, лидера группы, соратника Дельфина по проекту Дубовый Гаайъ, возникли проблемы с милицией, светил реальный срок, денег, естественно, не было. В результате он продает за бесценок все права на свои записи фирме Элиас, как-то откупается, что-то даже отсиживает, мастер-копии долго пылятся, со скрипом выходят под вывеской ДГ - и группа к тому времени уже забывается. Как Бенин и Того, правда же. Впрочем, между ними и нами есть и более давняя смычка. В 1901 году на Пасхальные гулянья в Питер прибыла делегация Догомейского (Догомея ныне как раз Бенин) короля со свитой из 800 амазонок. Эта впечатляющая процессия из полуобнаженных женщин была первым эротическим переживанием юного Бори Пастернака, сбежавшего в Зоологический сад посмотреть на Африку. Он назовет это: "обнаженным строем, сомкнутого страданья, тропического парада под барабан". И далее в "Охранной грамоте" (1930е): <тем> артельно-хоровым, что полнит мир лесом вдохновенно-затверженных движений и похоже на сраженье, на каторгу, на средневековый ад и мастерство. Это последняя характеристика, в общем, лучший из возможных (русских) эпиграфов к тому сборнику, про который я говорю Вам уже второй день.

Итак: гитара расстроена, но петь нужно, все компенсируется вокальной экспрессией, а максимальная экспрессия тех лет на сцене - это Джеймс Браун. Впрочем, только этим именем влияние на музыкальный ландшафт, естественно, не ограничивается: определяющим для психоделической волны 70-х для Бенина и Того становится даже не местный скудный фольклор, а синтетическое устное народное творчество потомков рабов (агудас), вернувшихся на историческую родину (в основном из Бразилии) и принесших на свою землю своеобразно понятую латиноамериканскую культуру, музыку и танцы. Отголоски этого взаимодействия встречаются, кстати, и в местных религиозных ритуалах. Все это накладывается на традиционный африканский психоделический грув, полудоли и гипнотик-ритм. Mind-blowing, как говорят англичане.

https://analogafrica.bandcamp.com/album/african-scream-contest-raw-psychedelic-afro-sounds-from-benin-togo-70s