Найти тему
Домосед

Закон кровной мести на Кавказе в 19 веке .

Художник  У.К. Мижев
Художник У.К. Мижев

Кровная месть ( канлы ) на Кавказе существовала издревле .Канлы это когда родственники убитого обязаны отомстить убийце так же смертью .При невозможности наказать убийцу канлы распространялся на весь род убийцы . На первый взгляд страх кровной мести вносил хоть какой-то порядок в общественную жизнь средневековых кавказских племён где не было государственных институтов или они только зарождались . Но так кажется только на первый взгляд . Некоторые кавказские "политики " понимали уже тогда какой вред несёт канлы кавказским народам . Имам Шамиль когда стал строить своё государство сразу начал искоренять этот обычай . Он видел сколько воинов нужных для сражений с русскими гибнет в результате внутренних разборок от изначально ничтожных обид .Есть рассказ самого Шамиля который он дал русскому офицеру уже будучи в плену . Как он образно выразился "из-за одной убитой курицы два рода начинают последовательно в течение многих десятилетий истреблять друг друга .Счет жертв в этом случае идет на десятки если не на сотни " . Слабые ,немногочисленные рода у которых мужчин было не много ,в результате канлы истреблялись "под корень" и исчезали .Без всякой войны с гяурами в результате обычая кровной мести Кавказ слабел . Шамиль став во главе Имамата стал подходить к проблеме с государственным мышлением . Он стал буквально толковать Коран -"месть обращается только на непосредственного убийцу" . Мстить родственникам убийцы Коран запрещает .Ослушников Имама в этом вопросе ждала смерть как нарушителей законов Шариата . Но и убийца мог избежать смерти если заплатит 700 рублей родственникам убитого . Да цена крови была высока , но появилась возможность решить проблему без взаимных убийств . Слабые роды ожили .Сильные - приуныли ,потому что Шамиль выбил у них из рук оружие которое веками им верно служило . Это был один из самых удачных законов Шамиля и большинство населения Имамата его приняло .

Интересно описание канлы на Западном Кавказе которое оставил нам русский разведчик , офицер Ф.Ф. Торнау побывавший 1835 г в недоступных ранее русским землях закубанских черкесов .

Канла переходит по наследству от отца к сыну и распространяется на всю родню убийцы и убитого. Самые дальние родственники убитого обязаны мстить за его кровь; даже сила и значение какого-нибудь рода много зависят от числа кровомстителей, которых он может выставить. Канла прекращается не иначе как по суду, с уплатою кровавой пени, когда враждующие стороны того пожелают. Они могут судиться духовным судом, по шариату, или по адату, произносящему свои решения на основании обычая. По силе шариата все мусульмане равны перед Кораном, и кровь каждого из них, князя или простого землевладельца, ценится одинаково; адат признает постепенное значение различных сословий; и жизнь князя стоит дороже жизни дворянина, имеющего в свою очередь преимущество над простым вольным человеком. По этой причине люди высшего звания предпочитают адат, а низшие стараются подвести дело под шариат. Одно соглашение враждующих сторон передать дело канлы решению шариата или адата порождает столько споров и ссор, что горцы прибегают к суду только в крайнем случае, когда канла угрожает принять слишком большие размеры, или когда весь народ заставляет семейство кончить свою распрю этим способом.

Если Вам понравилась статья ставьте лайки и подписывайтесь на канал .