Это 24-й фильм об агенте 007, уже четвертый главную роль в котором играет Дэниел Крэйг. И, наверное, его можно назвать одним из самых противоречивых фильмов о Бонде, возможно даже более противоречивым чем “Квант Милосердия”.
В далёком 2006-м году, когда в кинотеатрах вышел “Казино Рояль”, только ленивый не вопил о том, что Дэниел Крэйг – качок, блондин и не Бонд в общем. Спустя почти десять лет мнение диаметрально противоположное. И хотя это совсем не образ, задуманный Яном Флемингом, никогда еще фраза “Водка-мартини. Взболтать, но не смешивать” и та самая музыка не были настолько к месту.
После выхода “Скайфолла” режиссёра Сэм Мендеса носили на руках все фанаты бондианы. По “Спектру” видно, он – самый настоящий фанат агента 007. Первый фильм был явной пробой пера: захватывающая, хорошо срежиссированная, но очень камерная история – практически всё действие происходило в Англии. Тем не менее, Мендес позволил себе пойти чуть дальше, чем остальные режиссёры новой квадрологии. Он углублялся в прошлое героя и радовал зрителя отсылками к классической бондиане вроде взрывающейся ручки, пистолета с отпечатком пальца и классическим Астон-Мартин DB5.
Во втором своем фильме он пошёл дальше, расширив географию: мы увидим Мексику, Италию, Австрию, Японию, Марокко. Позволив режиссерские вольности, вроде драки, саундтреком к которой служат лишь тяжелые удары, разбитое стекло и проломленные доски, и впечатляющего вступления, снятого одним десятиминутным дублем. Также он обратился к тем бондовским истокам, о которых мы забыли за эти девять лет. В “Спектре” режиссёр руками Кью снаряжает Бонда взрывающимися часами, пуленепробиваемым (!) Астон-Мартином и сюжетом в духе: “злобные спецслужбы хотят следить за всем миром”.
Весь этот откровенный кич, казалось бы, абсолютно не идёт брутальному и всё такому же невозмутимому Дэниелу Крэйгу. Режиссёр как будто сам это понимал: в какой-то момент пулемёты, выезжающие из задних фар машины, не выстреливают, а красный тумблер “атмосфера” всего лишь включает музыку. Но в конечном итоге Бонд всё же катапультируется с водительского кресла, и приходит понимание – на самом деле режиссёр старался найти баланс между старыми и новыми Бондами. Что в общем-то у него и получилось.
Однако на этом Сэм Мендес не останавливается, хватая зрителя за руку и ныряя в омут с прошлым агента 007. Кратко делая оммаж всем предыдущим фильмам с Дэниелом Крэйгом: в какой-то момент Бонд идёт по коридору с фотографиями Веспер, М, Лё Шифра, Де Сильвы и Уайта к тому самому злодею. Становится ясно, сколько же приключений мы пережили с британским спецагентом за эти 9 лет, хотя о “Кванте Милосердия” режиссёр всё же старается говорить как можно меньше. Лет через десять, когда выйдет новый фильм с новым актёром, мы будем кричать, что это не то, а Дэниел Крэйг – самый лучший Бонд. Именно к такому образу, каждый раз идущего против начальства агента 007 и в итоге оказывающегося правым, мы привыкли.
Лишь в конце становится ясно, зачем это всё. “Спектр” – тот самый шумный и красивый финал новой главы бондианы. Виной всему как всегда оказывается женщина (Леа Сейду), которая задаёт 007 вопрос: “Тебе не надоело убивать, жить в тени и постоянно оглядываться?” Режиссёр долго и аккуратно подводит к финалу: героиня кричит на Бонда, после этого, кажется впервые, отказывает ему в сексе и даже умудряется его бросить. А когда герою попадает видеокассета “Разговор с Веспер Линд”, он лишь откладывает её подальше. Всё это сводится к любопытному эндшпилю.
Где-то между всем этим мелькает харизма Кристофа Вальца, которому как будто нечего играть, шкафообразное телосложение Дэйва Батисты и Моника Беллуччи, с которой Бонд производит инсинуации как-то второпях и между делом. И, конечно, заглавная тема: будем думать, что это совпадение – голый Бонд во вступлении, песню к которому исполняет Сэм Смит.
Главное ощущение, которое остаётся после просмотра 24-го фильма о британском спецагенте – это вовсе не то, чего ты ждал от фильма о Бонде. Но разве это плохо?