6 июля 1918 года в Москве вспыхнул левоэсеровский мятеж.
Противоречия между эсерами и большевиками усугубились в начале года с подписанием Брестского договора. Эсеры в знак протеста покинули Совнарком (кабинет министров), однако остались в ВЧК.
4 июля в Большом театре открылся V Съезд Советов, на котором планировалось принятие Конституции РСФСР. Эсеры были крайне недовольны отбором делегатов: 1 кандидат избирался от 25 000 горожан, где преимущество имели большевики, и 125 000 жителей села, где преимущество имели эсеры. Таким образом большевики получили 772 мандата, а эсеры 353.
6 июля Блюмкин и Андреев убили германского посла Мирбаха, чем дали старт восстанию. Эсеры покинули съезд. ВЧК практически взбунтовалось против Дзержинского, который был арестован. Большевики могли опереться только на латышских стрелков, которых еще надо было подвезти в город. 7 июля в Москве шли бои и аресты, на следующий день восстание было практически подавлено, 11 июля эсеры объявлены вне закона. Восстания вспыхивали в первой половине июля еще нескольких городах (Ярославль, Муром, Рыбинск, Симбирск, Самара), но они были достаточно оперативно подавлены. 17 июля была расстреляна царская семья.
И вот, когда казалось бы, с эсерами было уже покончено, в августе 1918 очень далеко от центра - в Томске, где с конца мая уже стоял восставший чехословацкий корпус и формировались белогвардейские войска под командованием Гришина-Алмазова - вдруг выходит "Женская газета" с передовицей, посвященной лидеру левых эсеров Марии Спиридоновой. Даже финальные антибольшевистские призывы не объясняют вполне выбор героини для статьи, которая далеко не отличалась симпатиями к старому режиму.
* * *
"Женская газета", август 1918, №1
Мария Спиридонова.
Кто из передовой русской интеллигенции не знал этого имени?
Кто, читая о позоре, выпавшем на ея долю, не восторгался мужеством и стойкостью этой девушки?
Кто не сдерживал слез, выслушивая рассказ об ея страданиях, чьи руки не сжимались невольно в кулаки, чьи губы не шептали проклятий ея гнусным насильникам?
Морозным январским утром 1906 г. среди сутолоки и грохота Борисоглебскаго вокзала, Мария Спиридонова, по постановлению боевого отряда партии социалистов-революционеров, выстрелом из револьвера убила наповал одного из самых грубых усмирителей крестьянских волнений— советника Тамбовскаго губернскаго управления Луженовскаго.
Второй выстрел был направлен в себя, но револьвер дал осечку, и юная, хрупкая девушка была схвачена грубыми руками озверевших солдат и жандармов.
Казачий подъесаул и полицейский пристав Жданов несколько часов подряд истязали связанную по рукам и ногам беззащитную девушку, били ее каблуками сапог в лицо, тушили об ея обнаженную грудь папиросы— и в конце концов изнасиловали ее.
На каторгу Спиридонова пришла изуродованной и зараженной самой ужасной, самой неизлечимой болезнью, которую только знает человечество— сифилисом.
Но все испытания, выпавшия на ея долю, Мария Спиридонова (так называли ее тогда и товарищи по партии, и газетные репортеры) вынесла стойко и мужественно, спокойно выслушала в последний день суда смертный приговор (потом отмененный и замененный вечной каторгой), твердо несла в течении 10 лет все тяготы жизни на каторге.
Февральская революция, этот единодушный порыв народа и интеллигенции, вернул Марии Спиридоновой в числе других тысяч заключенных желанную свободу—и один из первых санитарных поездов, отправленных за ссыльными, привез ее в Россию.
Путь по Сибири был триумфальным шествием.
Спиридонову засыпали цветами, со слезами па глазах целовали ея исхудалыя руки, в трепетном молчании выслушивали ея нервныя страстныя речи.
Вот она в Москве, затем в Петрограде.
Спиридонова отдается до конца кипучей общественной деятельности, председательствует на крестьянских съездах, на митингах, пишет зажигательныя статьи по вопросам политическаго момента.
Она пряма, она идет напролом, она неумолима в своих требованиях, ея речи— страстная полемика с представителями умеренных политических течений.
Широкие слои общества отходят от Спиридоновой, ея гневныя филиппики производят впечатление на балтийских матросов и рабочих Выборгской стороны— но никто не думает обвинять и упрекать Спиридонову.
Общество помнит ея геройское прошлое, общество чутко сознает, что невольное заблуждение Спиридоновой, чрезмерность и явная невыполнимость выдвинутых ею требований— плод ея великих страданий за благо родного народа, за светлое счастье России.
Спиридоновой прощали и ея политическую неразборчивость— защиту и покрывание явнаго провокатора Деконскаго, и работу вместе с друзьями Ленина, и многое другое.
Закрыв глаза, проходит общество и мимо дней ея сотрудничества в совете народных комиссаров, и мимо ея ухода вместе со всем составом партии левых социалистов-революционеров с перваго и последняго заседания Учредительнаго Собрания.
Грубость, наглость, уголовщина, полное Забвение великих заветов прошлаго, попрание всех основ истиннаго народоправства— вот основы, на которых держалась и держится еще в России советская власть.
Спиридоновой, честному и искреннему борцу за народные интересы, было не по пути с агентами германскаго генеральнаго штаба—и она ушла от них.
Об этом говорит ея участие в Московском возстании.
Нет сомнения, власти Ленина и Троцкаго приходит конец, бьет двенадцатый час страшнаго сна, 8 месяцев снившагося России,— Совдепии.
Новыя силы начинают строить Россию, вернее, возрождать ея былую мощь, возстанавливать ея былое величие.
И вот в начале этого строительства, в дни перваго периода этого возсоздания, хочется сказать не только одной Спиридоновой:
— Мы чтим Ваши святыя для всякаго русскаго имена.
Мы разскажем нашим детям о Ваших страданиях.
Но сейчас... отойдите от работы!
Вы слишком устали. Ваши нервы напряжены, Вы полны вполне понятной злобы и подозрительности. Вам нужен отдых и покой.
Сейчас нужна трезвая, спокойная, методичная работа.
Время горячих слов и красивых поступков прошло...
Вы устали,— и работу, новую работу уступите другим, более молодым, более здоровым силам!
Е. Александровская.
ПС: прекрасный фильм про левоэсеровкий мятеж "Шестое июля" снял в 1968 году Юлий Карасик. Посмотрите, не пожалеете.
#старые газеты #старые газеты эпоха революции #старые газеты 1918 #революция #мятеж эсеров #мария спиридонова #эсеры #6 июля #томск 1918 #женская газета