29 ноября 2018 г. Четверг. Пример. Низкая культура поведения учащихся на уроке. Провёл в 6 классе на уроке беседу по поводу того, что учащиеся обращаются ко мне на уроке с вопросами, с которыми необходимо не обращаться. После того, как прозвенел второй звонок на урок и начался урок с приветствия учителя Ученик попросил у меня разрешение пересесть на другое место в классе, которое было свободно. Разрешил. Следующий ученик попросил у меня разрешение выбросить в урну исписанный стержень от шариковой ручки, который находился у него на лавке. Не разрешил. Это обращение стало толчком к тому, чтобы я провёл беседу по поводу того, что значит эффективный урок.
Эффективный урок, это тот урок на котором максимально возможное время, потраченное на получение новых знаний и на закрепление старых. Для того, чтобы такой урок состоялся необходимо желание каждого на уроке стремиться к тому, чтобы урок не прерывался на разные обращения учащихся и замечания по поведению некоторых учащихся со стороны учителя. Вот сегодня. Ученик мог подойти ко мне на перемене и попросить у меня разрешение на то, чтобы пересесть на другое место. Если он этого не сделал, а попросил разрешение - это сделать во время урока, то проанализируем его поступок – он снизил эффективность урока. Учитель работает, раздаётся просьба ученика. Учитель прерывает урок. В это время один ученик в течение 2-х минут урока решает свою проблему за счёт всего класса. Потому что в это время учащиеся только наблюдают за тем, как после разрешения учителя ученик собрал учебные принадлежности, прошёл на новое место, расположил учебные принадлежности. Учитель вынужден ещё раз напомнить о том, на чём он остановился, чтобы учащиеся вспомнили и продолжить урок. Выходит, ученик отнял от урока только для себя одного 2 минуты.
Следующая ситуация. Ученик обнаружил на скамейке рядом с собой пустой стержень от шариковой ручки. Наблюдаем, что происходит. Он поднял руку. Учитель увидел поднятую руку, он прерывает урок. Ученик поднимается и сообщает о своей просьбе. Учитель говорит ученику, чтобы он стержень положил на ученический стол и на перемене его положил в урну. Весь этот разговор снова отнял около 2-х минут от урока. В это время данный ученик решил, что 2 минуты урока он имеет право отнять у других для того, чтобы решить свою проблему за счёт других учащихся. И вновь учитель вынужден начать дальше вести урок с напоминания о том, на чём он остановился до того, как стал выяснять причину поднятой руки.
Эти два обращения, учащиеся могли не решать во время урока, а решить из в своё время на перемене. Только эти два обращения отняли от эффективного урока 4 минуты. Это глубокое заблуждение, что за качество проведения урока отвечает только учитель, за него отвечает каждый участник урока при наличии у него высокой внутренней культуры. Предлагаю со следующего урока каждому, кто на уроке соберётся обратиться к учителю с просьбой, прежде подумать, а можно ли этого на уроке не делать.
Как пример привёл им 11 класс. В этом классе, практически исключены факты обращения к учителю на уроке, если они не требуют, действительно, неотложного решения. И поэтому в данном классе уровень знаний у учащихся меня абсолютно устраивает. Все учатся очень ответственно.
В конце урока в продолжении темы привёл ещё два примера, которые снизили эффективность урока
Первый. В течении урока один ученик обратился ко мне несколько раз. Все этим обращения не требовали оперативного решения. Он не внимателен и многое, что ученики уже выполнили по заданию учителя, он не успевал принять к исполнению и начать выполнять.
Второе. Шла проверка домашнего задания в виде письменной работы с ответом на 4 вопроса. Только оформление титульного листа письменной работы и запись заданий шла в течение 10 минут. Хотя подобное действие в 11 классе происходит за 1,5 минуты. Непрерывно шли вопросы по поводу произнесённых заданий учителю. Многие не способны настроиться на новое задание, хотя для 6 класса вот это неумение быстро реагировать на задания учителя должно быть уже сформировано.
Вывод. Класс недостаточно для уровня 6 класса обладает теми необходимыми качествами, которые бы позволили учителю вести урок в том темпе, который должен был бы соответствовать умению и навыкам учащихся данного возраста. Несомненно, я буду работать над тем, чтобы достичь оптимального уровня сознательной дисциплины для данного возраста, которое, к сожалению, у учащихся не было сформировано в предыдущих классах.
Примечание. Предмет обществознание в нашей школе начинает изучаться с 6 класса. До этого урока я провёл в этом классе всего 15 уроков. Несомненно, уже положительные изменения в области сознательной дисциплины у учащихся этого класса на моих уроках происходят.
Не решив проблемы с присутствием сознательной дисциплины учащихся на уроке, мы не добьёмся хороших знаний учащимися по предмету.
Чернышев А.К.
29 ноября 2018 г.
с. Зерновое