Общие правила формирования показателей отчетности изложены в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации». В ежегодных «Рекомендациях аудиторам…» Минфин актуализирует порядок представления информации о текущих событиях, влияющих на данные отчетности.
Состав годовой бухгалтерской отчётности раскрыт в законе «О бухгалтерском учёте» (ч. 1 ст. 14 Закона № 402-ФЗ): бухгалтерский баланс, отчёт о финансовых результатах и приложения к ним.
Приложения – это:
— отчёт об изменениях капитала;
— отчёт о движении денежных средств;
— отчёт о целевом использовании средств;
пояснения в табличной или текстовой форме.
Все эти формы утверждены Приказом Минфина РФ от 02.07.10 № 66н (с изменениями), при этом формы эти являются рекомендованными, т. е. организация самостоятельно выбирает объём информации, представляемой в пояснениях.
Ранее (до принятия закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте») в состав отчётности входила и пояснительная записка, где организация сообщала своим пользователям наиболее важные с её точки зрения факты хозяйственной жизни, оказавшие влияние на результаты деятельности прошедшего года и будущих периодов. Однако впоследствии пояснительная записка была исключена из состава обязательных форм.
Более того, в «Рекомендациях аудиторам …по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год» (письмо Минфина от 09.01.2013 № 07-02-18/01) Минфин пояснил, чем отличаются пояснительная записка и пояснения.
Итак, какая информация должна быть в пояснениях (раздел VI ПБУ 4/99):
— Раскрытие числовых показателей баланса или отчёта о финансовых результатах. Так, например, Минфин предлагает в пояснениях представить пользователям информацию о том, как в течение отчётного года менялся состав основных статей актива и пассива баланса (основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов, дебиторской и кредиторской задолженности и пр.): остаток на начало, поступление, выбытие, остаток на конец).
— Информация о динамике состава затрат на производство отчитывающейся организации (по сравнению с прошедшим годом), об объёмах полученной и возвращенной государственной помощи.
— Изменения учётной политики, повлиявшие на отчётность (раздел 2 отчёта об изменениях капитала).
При решении о том, что представлять в пояснениях, обращайте внимание на требование действующих ПБУ и ФСБУ: в каждом из этих документов есть раздел, который так и называется «Раскрытие информации».
Пояснительная записка – это информация, сопутствующая бухгалтерской отчётности (раздел VШ ПБУ 4/99). Бухгалтерский методологический центр, как негосударственный регулятор бухучёта, в своей Рекомендации Р-34/2013-КпР «Пояснения в составе бухгалтерской отчётности» также говорит о пояснительной записке как об отдельном документе.
К сопутствующей информации можно отнести описание мероприятий по энергосбережению, о планах развития организации, о внутреннем контроле, о рисках деятельности и пр.
При выборе информации для раскрытия по итогам отчётности за 2020 год не забудьте учесть влияние условий COVID-19.
В течение 2020 года Минфин обращал внимание составителей отчётности на данные факты.
Так, в Протоколе заочного голосования Совета по аудиторской деятельности от 18.12.2020 г. № 56 аудиторам даны рекомендации по проверке годовой отчетности.
Масштаб влияния условий COVID-19 на бухгалтерскую отчетность зависит от многих факторов:
— признана ли деятельность организации пострадавшей от пандемии;
— повлияло ли ухудшение на рынках капитала, товарных и валютных рынках на финансовое положение составителей отчетности;
— насколько реальна способность организации продолжать непрерывно деятельность в условиях COVID-19;
— не обесценились ли активы организации, особенно нефинансовые (имущество);
— имелись ли простои в использовании объектов основных средств;
— являются ли обоснованными оценочные значения (резервы и пр.), в том числе и справедливая стоимость активов;
— правильно ли отражена государственная помощь, если она была получена;
— учтены ли события после отчетной даты.
При подготовке пояснительной записки изучите документы, размещенные на официальном тнтернет-сайте Минфина России:
— ПЗ-14/2020 «О практике формирования в бухгалтерском учете информации в условиях распространения новой коронавирусной инфекции» (от 15.07.2020 г.);
— «Отдельные вопросы составления консолидированной финансовой отчетности организаций, связанные с условиями деятельности в 2020 г.» (от 23.06.2020 г.).
Теперь только электронная бухгалтерская отчётность
Напоминаем, что в 2021 году заканчивается перевод всех организаций на электронную отчётность вне зависимости от размера и сферы деятельности. В 2020 году компании малого и среднего бизнеса могли сдать отчётность в налоговую на бумаге. Теперь – всё! Бумажная бухгалтерская отчётность осталась в прошлом. Все организации, в том числе и малые, обязаны сдавать бухотчётность в электронном виде. Применяется с отчётности за 2020 год. Документ: Закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ.
Такском — автоматизация бухгалтерии для любого бизнеса
Онлайн-Спринтер поможет автоматизировать рутинные процессы:
— Моментальная отправка отчетности (ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, ЦБ РФ);
— Сверка с ФНС и ПФР по расчетам и представленной отчетности;
— Всегда актуальные формы - автоматическое обновление и подсказки по заполнению;
— Кадровые задачи - отправка СЗВ-ТД и листов нетрудоспособности.
👍 Подобрать тариф и получить консультацию можно по ссылке 👍
😉 Читайте также:
Годовой баланс. Оценочные обязательства