23 марта в Москве состоялся пресс-завтрак управляющего группы КНАУФ Восточная Европа и СНГ Яниса Краулиса. В ходе беседы обсуждались вопросы работы в условиях пандемии, современного состояния отраслей строительства и производства строительных материалов, инвестиций и финансовых показателей, текущей политики и стратегии компании КНАУФ на российском рынке. Подробнее о темах, обсуждаемых на деловом завтраке, вы узнаете из приведенных ниже цитат Яниса Краулиса.
О 2020 годе
Пандемия и вызванные ею карантинные мероприятия заметно повлияли на нашу жизнь и в некоторой степени на бизнес. В КНАУФ нам удалось оперативно перестроиться. Как только появились первые признаки пандемии, мы начали активно перестраивать всю нашу работу: перевели офисный персонал на удаленную работу, перешли, насколько это было возможно, в цифровой формат. Поставки оформлялись в электронном виде, все заводы, все сбытовые организации работали с применением информационных технологий в максимально возможном объеме.
Это было для нас серьезным вызовом: потому что перестроиться нужно было очень быстро, ситуация очень быстро менялась, была высокая степень неопределённости. Теперь я могу сказать, что нам удалось все хорошо перестроить, и все функционировало. Ни один завод на территории Российской Федерации не прекращал свою работу. Все предприятия работали, все выпускали продукцию, поставляли продукцию на рынок.
Считаю, что нам удалось совместным трудом и благодаря слаженной и самоотверженной работе нашей команды успешно преодолеть большие вызовы, которые бросил нам 2020 год, несмотря на все трудности, успешно его закончить и перенести этот настрой уже на новый год. Думаю, что все-таки самое сложное уже позади, и в дальнейшем нас ждет хороший рост в строительной отрасли.
О финансовых результатах
Начало прошлого года еще до пандемии также было нестандартным. Первые три месяца вся строительная индустрия России переживала бум. Был общий рост, который был прерван пандемией и, в первую очередь, общей остановкой «локдауном». По итогам года мы оказались ниже плановых показателей на 2 – 3 процента в денежном выражении и на 5 – 7 процентов в объеме по основным группам материалов. Это хороший результат, учитывая события прошлого года, те два месяца, когда все было закрыто. Провал удалось частично скомпенсировать до конца года, но не в полном объеме.
Об инвестициях
Бизнес КНАУФ устроен так, что мы инвестируем те средства, которые заработали. Небольшие инвестиционные проекты, как например в Краснодарском крае в Псебае, мы выполнили полностью собственными силами.
В этом году мы продолжим инвестиции. В Узбекистане в Фергане строится крупное предприятие по производству гипсокартона и строительных смесей. В Новомосковске в Тульской области стартует большой инвестиционный проект по модернизации гипсовой шахты. Он рассчитан на ближайшие два – три года и предусматривает вложения больше чем 11 миллионов евро. Здесь будет построен большой магистральный подземный конвейер для гипсового камня, что позволит нам повысить эффективность процессов и снизить себестоимость добычи.
О росте цен на сырье и строительные материалы
В отношении цен на сырье прошлый год был очень благоприятный. Практически везде все цены были низкие. Это касалось и металла, и химических компонентов, электроэнергии, газа, и также логистических затрат.
В этом году цены на металл, который мы используем в своем производстве, выросли больше чем на 30 процентов. И цены на металл продолжают расти. Это происходит не только в России, но и в Европе, например. Это связано в первую очередь с нехваткой производственных мощностей у производителей в стальной промышленности, часть линий закрыты на ремонт и модернизацию.
В себестоимости профиля очень большую долю составляет стоимость металла, поэтому мы также вынуждены поднимать цену.
Химические составляющие резко подорожали из-за нехватки и подорожания основных химических субстанций, хлора, например. Больше чем на 12 процентов выросла цена на древесину, которая нам нужна для поддонов. Резко выросли логистические затраты. Контейнерные перевозки для нас подорожали в три раза. Подорожали энергоресурсы: электроэнергия, газ.
Все это влияет на окончательную цену готового продукта. Мы рассчитываем цены на свою продукцию, исходя из всех этих факторов. Цены на металлический профиль КНАУФ в этом году поднимались уже два раза, недавно снова повысились в пределах 20 процентов.
О цифровых технологиях
Пандемия ускорила процесс цифровизации в том числе в КНАУФ. В международной группе КНАУФ за очень короткий срок внедрили Microsoft Teams . Это решение дало нам возможность проводить онлайн презентации, общаться, взаимодействовать удаленно. В прошлом году также развернули внутреннюю социальную сеть на основе Microsoft Yammer . Теперь у сотрудников в разных частях света есть возможность обмениваться лучшим опытом, высказывать свое мнение, делиться идеями.
Применительно к строительному сектору будущее строительства – это BIM -технологии. Это помощь архитектору, это помощь строителю. Информационное моделирование помогает лучше прогнозировать процессы, принимать правильные решения. Это увеличение эффективности и снижение затрат. В КНАУФ мы активно работали, работаем сейчас и будем продолжать работать над развитием этого направления у нас в компании, потому что без этого, прямо скажем, будет невозможно эффективно строить в будущем.
О развитии проекта КНАУФ по модульному строительству
За два года с момента запуска завода модульных систем КНАУФ в России уже было реализовано более 20 проектов. Среди них есть индивидуальные частные дома, коттеджные поселки, общественные здания, медицинские модули. Сейчас идет интересный проект с Евразом в области строительства многоквартирных домов, для которых компания изготавливает сантехнические модули. Общий объем производства на опытном заводе в Красногорске превысил 30 тысяч квадратных метров. Дополнительно мы запустили две небольшие линии: в Новомосковске и в Узбекистане. Проект успешно развивается, у него хорошие перспективы. Увеличение доли заводской готовности зданий – это общемировая тенденция.
Об участии КНАУФ в программе реновации
Помимо строительства новых зданий необходимо рассмотреть и вопрос реконструкции уже существующего жилого фонда, состояние которого позволяет это сделать. Ведь на новое строительство, снос зданий и переселение людей необходимы огромные средства. Наши конструкции могут пригодиться при реновации, с высокой эффективностью и технологичностью можно произвести утепление, улучшить внешний вид зданий, например, с использованием вентилируемых фасадов с плитами АКВАПАНЕЛЬ. Есть положительный опыт Республики Беларусь, где при реновации пятиэтажных зданий в Минске надстраивается еще один этаж и реконструируется фасад.
О запуске новых продуктов
Мы продолжаем работать над расширением ассортимента. Вывели на рынок монтажную пену, интерьерную краску, работаем над новой номенклатурой цементных смесей. Первыми появятся новый ремонтный состав и новая штукатурка. Активно работаем над проектами, связанными со строительной акустикой, улучшением акустического комфорта зданий. Акцент в этот раз сделан на многоквартирные жилые дома: наши системы дают улучшение защиты от шума и дополнительный комфорт, как между соседними квартирами, так и внутри квартир.
О проектах в области образования
За 25 лет с момента открытия первого учебного центра КНАУФ в России мы обучили более 160 000 человек. Сегодня «Академия КНАУФ» - это более 80 площадок, где может пройти обучение любой желающий. Большинство обучающихся – строители, но также проводится обучение архитекторов, проектировщиков и всех желающих, кто хочет самостоятельно сделать ремонт.
В 2020 году нам удалось перестроить работу «Академии», перейдя в виртуальное пространство. За год наши преподаватели провели 400 вебинаров и обучили онлайн более 10 000 человек. Наши самые популярные курсы – это «Сухое строительство» (30%), «Сухие смеси» (20%) и на третьем месте «Материалы и технологии КНАУФ» (14%).
О поддержке проектов в области культуры, искусства и общественных отношений
Объем поддержки проектов в области культуры, искусства и тому подобных немного сократился в 2020 году из-за пандемии. Трудно поддерживать мероприятия, которые отменяются и переносятся, к тому же не все идеи возможно полноценно воплотить онлайн.
Тем не менее, мы стали одним из ключевых партнеров «Года Германии в России», большого проекта, организованного совместно Посольством ФРГ. Гете-институтом, Российско-германской внешнеторговой палатой. Мы долго советовались и приняли решение, что в его рамках мы будем поддерживать в первую очередь культурные проекты в регионах. В регионах Российской Федерации поддержка культуры нужна, может быть, больше, чем в Москве и Санкт-Петербурге, где культурная жизнь всегда бурлила.
КНАУФ – немецкое предприятие, работающее в России. Укрепление экономических и культурных связей между ФРГ и Россией видится нам очень важной задачей.