Найти в Дзене
ВТБ Страна

Почему Илью Репина многие считают приспособленцем?

Оглавление

В чем только ни обвиняли Репина: во «всеядности» в творчестве, в поверхностности и отсутствии глубины, в легкомыслии и перескакивании с одних взглядов на другие, в заискивании перед власть имущими, в антипатриотизме. Если не вдаваться в подробности и смотреть поверхностно, все эти обвинения действительно могли бы показаться правдивыми. Но стоит немного заглянуть за внешние проявления и попытаться копнуть чуть глубже, как станет очевидно: более убежденного и искреннего художника сложно отыскать. А его бесконечно трансформирующееся творчество — всего лишь отражение бесконечной изменчивости самой жизни.

«Портрет художника Ильи Ефимовича Репина», Василий Поленов, 1879 год
«Портрет художника Ильи Ефимовича Репина», Василий Поленов, 1879 год

Человек широких взглядов

Современники восхищались способностью Репина жадно впитывать знания. Его любовь к самообразованию проявилась еще в годы обучения в Академии искусств — именно там он познакомился с Иваном Крамским, и его образованность произвела на Репина сильное впечатление: «Как он много читал, как много знает! Мне все осязательнее становилось мое собственное невежество, и я впадал в жалкое настроение». Будучи учеником факультета изобразительных искусств, Репин серьезно задумывался о том, чтобы обучаться классическим наукам — физике, химии, астрономии — просто так, для расширения общего кругозора. Такая тяга к познанию порождала широту взглядов. А человеку широких взглядов намного легче впитывать новое, объединять разнонаправленное, адаптировать одно к другому.

«Бурлаки на Волге», 1870–1873
«Бурлаки на Волге», 1870–1873

Социальная критика

Современники Репина часто видели в его картинах критический посыл. Дескать, изображениями неприглядной действительности он пытался изобличить пороки общества, указать всем порицающей кистью, как неприглядны некоторые стороны русской жизни. Так было с «Бурлаками на Волге», в которых министр путей сообщения углядел брошенный в его сторону камень и обвинил Репина в антипатриотизме: «Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю и скоро о нем не будет и помину!» Дескать, хотите за границей показать, как плохо у нас здесь обстоят дела. Однако никакого назидания в «Бурлаках» не было, об этом говорил и сам Репин. Картину высоко оценил великий князь Владимир Александрович и приобрел для личной коллекции.

«Л.Н. Толстой босой» (фрагмент), 1901 год
«Л.Н. Толстой босой» (фрагмент), 1901 год

Бывало, незаслуженная критика в сторону Репина была вызвана случайным стечением обстоятельств. Художник очень дорожил дружбой со Львом Толстым и создал много его портретов. Один из них — «Л.Н. Толстой босой», который Репин написал в несколько этапов и закончил только спустя 10 лет после начала работы. К этому времени граф активно развивал идею «опрощения», схождения в простые люди. Носил крестьянскую робу, пахал в поле и ходил босиком — чтобы быть ближе к народу. Примерно таким его вспоминали современники, а Репин своим портретом уловил неординарный характер писателя. Правда, в момент, когда картина была готова и впервые выставлена, у Толстого произошел серьезный конфликт с православной церковью (после которого писателя отлучили от церкви). Его образ сразу стал крайне непопулярен и вызывал много противоречий у публики. Своим портретом, выставленным в неподходящий момент, Репин случайно попал в болевую точку. Картина внезапно стала центром притяжения не совсем здорового внимания, предметом негодования зрителей. Сначала дружба, а потом такая провокация — как это можно было истолковать?

«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения», 1903 год
«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения», 1903 год

Заискивание перед властями

Во времена политических катаклизмов сложно быть «хорошим» для всех — особенно если ты известный художник, который пишет картины на злободневные темы. Репин никогда не лез в политику и не пытался что-то кому-то доказывать: он просто писал тех людей, которые были у власти, в той обстановке, которая их окружала. Конечно, мнение о тех или иных фигурах он имел, но в своем творчестве старался делать безоценочный срез реальности. Например, он высоко ценил политику Александра III, но был категорически не согласен с линией Николая II. Да, он действительно написал несколько его портретов по заказу государства, но при этом открыто называл императора «высокомордием» и «гнусным варваром»; мечтал о том, чтобы власть Николая II («эта мерзость») поскорее рухнула.

Портрет императора Николая II (фрагмент), 1895 год
Портрет императора Николая II (фрагмент), 1895 год

Другие знаменитые картины, которые Репин написал по госзаказу, — «Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» и «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения». За эти полотна художнику прилично досталось от современников. Последняя представляет собой не только прекрасный образец изобразительного искусства, но и исторический документ: на холсте собрались все главные политические деятели того времени. Каждый из них встречался с Репиным лично и позировал для максимальной достоверности, в том числе нелюбимый им Николай II. Полученные за это полотно деньги Репин отправил на развитие флота.

Несогласие с политикой Николая II подвело Репина к увлеченности большевистскими и революционными настроениями. И до тех пор пока революция по-настоящему не произошла, Репин смотрел на нее с большой надеждой, видя в ней возможность для «освобождения и обновления».

«Большевики» («Солдаты Троцкого отнимают хлеб у мальчика»), 1918 год
«Большевики» («Солдаты Троцкого отнимают хлеб у мальчика»), 1918 год

Однако, когда все случилось, художник достаточно быстро осознал, что произошедшее обновление власти — совсем не такое радостное событие, как ему ранее казалось. Значит, опять «переключился», опять дал повод для обвинений в непоследовательности. Но ведь вместе с ним такое разочарование испытывала половина страны. И когда новый режим принялся творить беспредел — о чем Репин написал картину «Большевики» (другое название — «Солдаты Троцкого отнимают хлеб у мальчика»), — художник в очередной раз продемонстрировал верность давно озвученным принципам: «Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст».

Репин на лыжах, 1900-е
Репин на лыжах, 1900-е

Непоследовательность во взглядах

В 1890-х годах Илья Репин «метался» между художниками-декадентами из объединения «Мир Искусства» и своими старыми товарищами, представителями отмирающего передвижничества: Стасовым, Серовым, Мясоедовыми и другими. По крайней мере, так это выглядело со стороны. Будучи профессором искусства, он то восхищался новаторством и свежестью взглядов декадентов, то снова становился на сторону художников-академистов. Современники очень сетовали на такую непоследовательность во взглядах художника и задавались вопросом: «Все вранье и притворство или полное понижение и бессознательность?» Александр Бенуа тем не менее писал: «он все еще полон жизни; он продолжал говорить и писать обо всех и всем с прежней юной непосредственностью и абсолютной искренностью».

Александр Бенуа, автопортрет, 1900 – 1910
Александр Бенуа, автопортрет, 1900 – 1910

Для искусства это были сложные времена, в которые все менялось настолько стремительно, что разобраться, что происходит, было очень сложно. И Репину также приходилось лавировать в постоянном потоке меняющихся событий и мнений. Он понимал, что его отношение к происходящему все время трансформируется: сначала ему что-то не нравилось, потом он в этом разочаровывался — и наоборот. Проиллюстрировать это можно историей отношений Репина с финским художником Аксели Галлен-Каллела.

«Старуха и кошка», Аксели Галлен-Каллела, 1886 год
«Старуха и кошка», Аксели Галлен-Каллела, 1886 год

Репин долгое время не признавал таланта Галлен-Каллела и резко его критиковал: «Это образчик одичалости художника. Его идеи — бред сумасшедшего, его искусство близко каракулям дикаря». Однако спустя тридцать лет Репин признался, что был неправ: «...Я теперь без конца каюсь за все свои глупости, которые возникали всегда — да и теперь, часто на почве моего дикого воспитания — необузданного характера... И вот... Аксель Галлена я увидел впервые (то есть его работы) на выставке в Москве в 1881 году. А был я преисполнен ненавистью к декадентству; оно меня раздражало... как самые нелепые, фальшивые звуки во время какого-нибудь великого концерта... (вдруг какой-нибудь олух возьмет дубину и по стеклам начнет выколачивать в патетических местах...). И вот я, в этаком настроении, наткнулся на вещи Галлена в Москве... А эти вещи были вполне художественные... <...> А потом, будучи в Гельсингфорсе, я познакомился с его работами... и... готов был провалиться сквозь землю... Это превосходный художник, серьезен и безукоризнен по отношению к форме. Судите теперь: есть отчего, проснувшись часа в два ночи, уже не уснуть до утра — в муках клеветника на истинный талант... Ах, если бы вы знали, сколько у меня на совести таких пассажей!!!»

Эволюция взглядов

Взгляды и убеждения Репина эволюционировали до самой глубокой старости. Он все время был в поисках духовной и художественной истины, а его кисти — в поисках единственно правильной формы для изображения. Но одно убеждение не менялось никогда и проходило через всю его жизнь — это была любовь к искусству. «Искусство я люблю больше добродетели, больше, чем людей, чем близких, чем друзей, больше, чем всякое счастье и радости жизни нашей. Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, — неизлечимо. Где бы я ни был, — оно всегда и везде в моей голове, в моем сердце, в моих желаниях — лучших, сокровеннейших».

Больше историй о жизни и творчестве Ильи Репина читайте на страницах нашего специального проекта — Репин: мифы и реальность . Проект был подготовлен весной 2019 года к старту грандиозной выставки художника в Государственной Третьяковской галерее, давним другом и партнером которой является банк ВТБ.