Доброго здоровья, друзья! Продолжу тему несправедливого отбора кандидатов в сборную СССР по тяжёлой атлетике перед Олимпиадой 1988 года в Сеуле, начатую в предыдущей статье.
В начале приведу отрывок из рассказа тренера Александра Гуняшева Анатолия Геннадьевича Дмитриева. В нём описывается эпизод Первенства среди юношей в Армении в 1980 году, где Александр установил рекорды мира среди юношей в категории 110 кг: толчок 230 кг и в сумме двоеборья 400 кг, выполнив норматив Мастера Спорта Международного класса.
Тогда опередив ближайшего преследователя в рывке на 10 кг (170 кг), Александр сорвал кожу ладоней на обеих руках. После оказания медицинской помощи, врач собирался снять спортсмена с соревнований. Но Александр решил продолжить соревнования и в толчке. Для этого кроме намеченного соревновательного подхода на 230 кг требовалось сделать ещё 2-3 разминочных подхода и последний на 200 кг!
«И вот настала эта минута - на штанге 200 кг. Это только разминочный вес, а на помосте она будет ещё на 30 кг тяжелее! От этого подхода зависит многое. Чувствую, что Саша тоже настраивается. «Давай, Саша, пора!» Четыре подъема до твоего выхода. Подходит, берёт снаряд в замок. Лицо пепельно-серое, злое. С покриком штанга летит на грудь чуть ли не в стойку. Тут же, без промедления, выталкивает вверх. Не удержавшись на прямых руках, она грохается на разминочный помост.
Я в этот момент даже побледнел. Гриф весь был обмазан кровью. Саша подошел, держа пальцы вверх. Кровь капала через бинты. «Где врач? Надо сменить повязки!» Врач, оказывается, сам наблюдал за всем происходящим и держал наготове перевязочный материал. «Давай, богатырь!» - «Нет, вы только микропластырем примотайте, а то с бинтом очень скользко и неудобно держать гриф». - «Ну, давай, как ты хочешь, сделаем!».
Слышим фамилию Александра, он - последний участник. Его соперник закончил соревнования на том весе, на котором Саша разминался. Под рёв зрителей очень быстрым шагом Александр выходит на подиум. Зритель затихает. И не только зрители, но и судьи тоже превратились в болельщиков, с жадным вниманием смотрят на участника. Принят старт: руки привязаны к грифу. Громадина поползла вверх, мощный подрыв - и снаряд уже на груди.
Как бы получив установку, человеческая машина пришла в действие: плавный, мощный подсед, штанга набирает скорость и устремляется вверх. Вот она уже на прямых руках. Лишь бы удержал до сигнала старшего судьи! Штанга застыла в железных руках уральского богатыря. Смотрю на световой сигнал: есть три белых! Вес засчитан! Саша поднял вверх свои окровавленные руки, и струйка крови побежала вниз к локтю.
Теперь весь трагизм этой борьбы человека и металла стал понятен и зрителям, и судьям. Что творилось! Весь зал встал, приветствуя и благодаря уральского богатыря за проявленное мужество. Судья-информатор объявил об установлении рекорда СССР в рывке, толчке и сумме двоеборья для спортсменов, чей возраст не превышает 21 год, в тяжелой категории. Темпераментные южные болельщики заполнили сцену, жали руки, похлопывали по плечу, даже пытались подбросить Саню вверх, но это им не удалось».
На этом юношеском первенстве присутствовал главный тренер взрослой сборной, который был свидетелем этого спортивного подвига и пообещал Александру взять его в сборную. Тем более, что в дальнейшем он дважды выигрывал чемпионат СССР (в 1986 и 1988 годах), собрав на последнем чемпионате сумму 465 кг! Объективно он был одним из лучших наших супертяжеловесов в тот момент, но...
На Олимпиаду в Сеул его не взяли. Вот что пишет об этом журналист А. Скляренко в книге «Юрий Захаревич»:
«Сегодня Александр Гуняшев доказал, что у него хватает и сил, и честолюбия повоевать за место в национальной сборной страны. Во-первых, Гуняшев вырвал, как и в старые добрые времена, 212,5 кг, а во-вторых, набрал прекрасную сумму 465 кг(212,5+252,5)! (олимпийский норматив для наших штангистов). Жаль, чуть «смазал» толчок с весом 257,5 кг — это был бы мировой рекорд в двоеборье (470 кг!).
Атлет стремился попасть на Олимпиаду. Но вот ведь в чём загвоздка: официальных соревнований для наших претендентов больше не предвидится. Гуняшев, равно как и многие другие атлеты, готовился к чемпионату СССР как к важнейшему старту в жизни: главный тренер сборной СССР Алексей Медведев неоднократно заявлял, как устно, так и письменно, что именно харьковский помост расставит «точки над i» в борьбе претендентов и что исключений ни для кого не будет.
Но, как это ни печально сознавать, исключений оказалось более чем достаточно: сразу семь (!) атлетов, составляющих костяк сборной СССР, были освобождены от участия в национальном чемпионате. В том числе и те, к схватке с которыми готовился Гуняшев — чемпион мира 1987 года Александр Курлович и чемпион Европы 1988 года Леонид Тараненко. Так что борьба в сверхтяжёлом весе переносится, как это не раз бывало раньше... за кулисы».
Александр Гуняшев, Чемпион Европы (1985), серебряный призёр Чемпионата Мира (1985), установивший 6 мировых рекордов вынужден был незаслуженно рано завершить свою соревновательную карьеру. И его примеру последовали многие сильные атлеты. Несправедливый отбор кандидатов в сборную стал одной из главных причин падения результатов в отечественной тяжёлой атлетике.
Читайте на сайте "Проза.ру" великолепный яркий и остроумный рассказ Анатолия Геннадьевича Дмитриева "Ах, это слово соревнования!" об Александре Гуняшеве, а также мою статью об Исраиле Арсамакове также перед Олимпиадой в Сеуле, честно завоевавшем место в составе сборной, но до последнего момента не знавшем - будет ли он выступать на олимпийском помосте.
Подписывайтесь на канал и ставьте лайк.