1942-1943 годы
Германия
В 1942 году ряд правительств Южной Америки начали репрессии против граждан Германии, которые проживали и работали на их территории. Среди них оказалось и Перу. В войне Перу выступила союзником США, а потому по соглашению с Соединенными Штатами перуанцы не просто задержали всех граждан Германии, находившихся на их территории, но и выдали их союзнику. Интернированные немцы были вывезены на территорию США, где их поместили в концлагерь (вопреки общераспространенному мнению концлагеря были не только у немцев, но и у союзников тоже).
Среди прочих подданных Рейха, которые таким образом оказались в лагере у города Сан-Антонио, расположенного неподалеку от Нового Орлеана, оказался и немецкий радиоинженер Гейнрих Гагель (смотри о его деятельности в Перу публикацию: «Когда женщины скучают»). Ему не долго пришлось сидеть в этом лагере. В конце 1942 года он вошел в число лиц, которых Германия выпросила в обмен на американских военнопленных, возвращенных немцами США. Так что Гагель провел за колючей проволокой не более двух месяцев.
Учитывая заслуги Гагеля перед Рейхом и его способности, агента по возвращению на родину, направили служить в абвер.
В абвере Гагеля отправили в специальную школу разведки под Гамбургом.
Там Гагелю преподавали: радиодело, микрофотодело, тайнопись, умение использовать шифры и коды, различать виды и марки военной техники, как противников Германии, так и ее союзников. Учили, как вскрывать с помощью отмычек и подручных средств замки, как обзаводиться фальшивыми документами и многому другому.
Учили, как вести слежку и как уходить от наружного наблюдения.
По окончании курса обучения Гагелю устроили экзамен. Его направили в Гаагу, оккупированную немцами, где Гагель должен был по барам и ресторанам собирать, контактируя с немецкими солдатами и офицерами, разведывательную информацию, словно он был агентом, к примеру, англичан.
Гагеля предупредили о максимальной осторожности в его работе, и привели пример, как другой выпускник той же Гамбургской школы в ходе экзамена был застрелен в Бордо немецким патрулем из-за грубой ошибки.
Вопреки покойнику Гагель блестяще справился со своим заданием.
За несколько недель «работы» в Гааге Гагель выяснил от солдат и офицеров местного гарнизона следующее:
- расположение зенитных дивизионов противовоздушной обороны Гааги;
- численность и боеспособность частей гарнизона, а также имена и характер их командиров;
- выяснил про новое автоматическое оружие, которое в условиях строгой секретности испытывалось на полигоне под Гаагой.
Всю эту информацию уложил в радиопередачу, длившуюся менее четырех минут.
Передачи более четырех минут перехватывались немецкими пеленгующими машинами, а место передачи локализовывалось.
За экзамен Гагель получил отличную отметку и был назначен резидентом в Барселону в Испании (смотри о его деятельности там публикацию «Непредвиденный звонок»).
После прибытия Гагеля из Гааги в Гамбург ряд немецких частей на восточном фронте получили неплохое пополнение из солдат и офицеров гарнизона города Гаага, а кое-кто, видимо, был расстрелян.
Не надо было забывать главную мудрость времен любой войны: «Не болтай лишнего – целей будешь!».
(Источник: Коппань)