Есть закон контраста. Он мне всегда нравился: многое помогает понять, увидеть, осознать.
Магазин «Монетка». Покупаю традиционный кефир. Входят бабушка и дедушка. С ними мальчик, дошкольник. Бабушка грузная, с трудом ноги переставляет. Опирается на костыль. Дед щупленький, быстрый в движениях. Держит ребенка за руку.
Прошли медленно по торговому залу. Она впереди, а эти двое замыкают. Видно, что они находятся в подчинении. Причем в полном. Вскоре это подтвердилось.
Мальчик взял с полки какой-то шоколадный батончик. Дед увидел и промолчал. Наверное, подумал: а вдруг? Но он ошибся. Причем ошибка оказалась грубой. Бабушка увидела и без слов ударила мальчика по руке. Сильно получилось. Шоколадка упала на пол. Мальчик не заплакал. Видимо, привык. Поднял и положил. Бабушка гневом налилась. Голос громкий: Маяковский бы позавидовал. Она гаркнула на весь магазин: «Я сказала вам на улице ждать! Марш отсюда! Оба»!
Раскладчица товаров вздрогнула от неожиданности. Обернулась и замечание сделала: «Можно потише? Вы не у себя дома».
Но и ей от бабушки досталось. Не буду повторять ее слова. Это уже по отношению к незнакомому взрослому человеку.
Я прошел по торговому залу. Около молочных полок стоит другая бабушка. Рядом внучка. Девочка говорит: «Какая злая та бабушка. Как она кричит». А родная бабушка ей тихонечко ответила: «Наверное, у нее плохое настроение».
Мне показалось, что ребенка ответ не удовлетворил. А как же иначе? Злого человека видно сразу. Ему незнакомо такое сдерживающее начало, как воспитание, например. Он запросто «разойдется» где угодно. Потому что натура такая. Невоспитанная натура.
Говорят, что некоторые молодые люди матерятся в общественном месте. И их общество за это справедливо порицает. Но общество почему-то не видит, что молодые люди со временем станут, извините, стариками и старухами, которые не знают, что такое узда воспитания. И они как хамили при всех в молодости, так и продолжают в старости. И общество не урезонивает уже взрослых состоявшихся субъектов. Иногда жалеешь, что у нас нет строгой системы. Заорал при всех – изволь штраф получить: денежки выкладывай. Наорал на незнакомого человека – пятнадцать суток отсиди в одиночестве. Может, одумаешься. И не важно, молод ты или стар.
Одна кричит, как резаная. А другая тихим голосом пытается ее оправдать – в глазах своего ребенка. Чтобы девочка не подумала, что среди взрослых встречаются хамы, которых «могила исправит». Потому что «горбатую нравственность» только она и может исправить.
Вот он - закон контраста в действии. Налицо, как говорится.
На улице увидел: важная старуха медленно шла, опираясь на палку. Полна достоинства и самоуверенности: я, мол, Человек, а остальные так себе – под ногами мешаются. Сзади, как лакеи, плелись дед с внуком.
А в другую сторону ушли внучка с «тихой» бабушкой. Шли, о чем-то говорили. И вдруг засмеялись. У них с нравственным здоровьем всё хорошо. Потому что злости нет.