Приветствую, любителей истории родного края!
С древнейших времен территория района была заселена людьми. Проникновение нового пришлого населения с эпохи неолита, очевидно, происходило с юга, с территории современной Оренбургской области.
На территории Федоровского района имеется множество археологических памятников, в большинстве могильников. В основном они расположены в восточной, степной части района. Многие из них до сих пор остаются неизученными. Раскопкам подвергались лишь отдельные курганы (Бала-Четырманские, Ишмухаметовские, Юрматинские).
В эпоху бронзы (в XVII – XVI вв. до н.э.) здесь жили абашевцы. Известные науке Ишмухаметовские курганы (южнее д. Ишмухаметово) принадлежали именно абашевским племенам. Они хоронили сородичей в деревянных срубах, основания курганов обкладывались каменными плитами или огораживались вертикально поставленными столбами. В могилу клали пищу, орудия труда, украшения. В 1974 г. на Ишмухаметовских курганах были выявлены скопления каменных плит, остатки деревянных срубов, керамика и т.д.
Два кургана оказались с каменными оградками. Могильные ямы были обложены деревом. Хозяйство абашевцев носило земледельческо-скотоводческий характер. В составе стада господствующее положение занимал крупный рогатый скот, на втором месте – мелкий рогатый скот, далее – лошадь и свинья. Важное место в хозяйстве занимали также медная металлургия, домашние промыслы, собирательство, незначительное – охота и рыболовство. Однако основой хозяйства являлось многоотраслевое животноводство отгонного типа с круглогодичным содержанием на подножном корму.
Абашевцы в середине II тысячелетия до н.э. были вытеснены представителями срубных племен. Основой хозяйства этих племен было пастушеское скотоводство, знали они металлургию меди, занимались также домашними ремеслами, охотой, собирательством, возможно и земледелием. Разводили крупный рогатый скот, овец, лошадей, а также свиней. В 7–8 км севернее д. Юлдашево на берегу ручья Тырлинский во время земляных работ был найден бронзовый нож срубного типа.
Умерших срубники хоронили в курганах, на возвышенных местах. Так, в 1994 г. был раскопан Бала-Четырманский одиночный курган, в котором выявлено 7 (из них 6 – детских) захоронений срубной культуры середины II тыс. до н.э. Умершие были погребены в могильных ямах, перекрытых каменными плитами, скорченно, на левом боку, головой на север. В изголовье обнаружены сосуды баночной формы.
В районе существовали также и поселения срубных племен. Так, два поселения были открыты в 1994 г. на левом берегу р. Малые Балыклы неподалеку от д. Полыновка. По обнаруженным костям животных и фрагментам керамики они отнесены к срубной культуре. Подобное же поселение было открыто на правом берегу р. Ашкадар возле д. Поляковка (Поляковское II поселение).
В 1988 г. возле д. Балыклы была обнаружена срубная керамика в количестве 61 шт. Однако 11 % керамики имела инокультурный характер, а именно принадлежала алакульской археологической культуре, распространенной в Зауралье. Большинство исследователей связывает срубную культуру с индоарийским населением и последующими культурами ранних кочевников. С алакульцами их связывали семейно-брачные отношения.
В XII – XI вв. до н. э. место срубников на территории нынешнего Федоровского района заняли представители так называемой межовской археологической культуры. В 1974 г. С.М. Васюткиным и В.И. Калининым на мысу правого берега р. Сухайля в 1,5 км западнее д. Юрматы был раскопан Юрматинский одиночный курган, в котором обнаружено одно погребение. Кости человеческого скелета лежали в центре могилы в куче. Удалось установить, что костяк был ориентирован на север, лежал на спине. Также в могиле были обнаружены фрагменты керамики. Других вещей не было. Считается, что курган – грабленый. Он относится к межовской культуре и датируется XII – VII вв. до н. э.
Основу хозяйства межовцев составляло скотоводство, в то же время они занимались земледелием, охотой, рыболовством и т.д. Межовцы были лесными племенами, основной ареал их обитания располагался севернее.
В VII в. до н. э. население региона освоило железо. Начался новый этап в истории – ранний железный век. С VII в. до н.э. земли района заселили кочевники, известные под названием савроматов и сарматов. Они также проходили сюда с юга и кочевали по долинам рек Ашкадар, Сухайля и их притоков. В 1962 г. при раскопках одного из курганов Юрматинского I могильника было выявлено два погребения, обнаружены нож, бусины, жертвенник (алтарь), кости лошади. Курган принадлежал к савроматской культуре VII – IV вв. до н.э. После частичного захоронения на кургане был зажжен погребальный костер. И только после этого курган был полностью засыпан.
Второй курган оказался более поздним и был отнесен к так называемой прохоровской (раннесарматской) культуре IV – II вв. до н.э. Под его насыпью была обнаружена двойная каменная оградка с жертвоприношением в центре – лошадь, ноги барана, сосуд, куски охры и дерева. Костяк лежал на спине, головой на юг, при нем были обнаружены меч, нож, кинжал, оселок, наконечники стрел, железный крючок, алтарь, сосуд, мел, кости лошади. Погребенный был мужчиной-воином. При нем кроме вооружения, целой туши лошади обнаружены также ритуальные предметы (алтарь и др.).
В том же году был раскопан разграбленный курган III Юрматинского могильника, в котором выявлено одно погребение среднесарматской эпохи ( II в. до н.э. – I в. н.э.). В нем обнаружены наконечники стрел, остатки колчана и т.д. В 1974 г. было раскопано еще 6 курганов данного могильника. Однако они дали небогатый материал.
Ранние кочевники, скорее всего, считали срубников своими предками и поэтому хоронили сородичей на старых курганах или рядом с ними. Так, в Бала-Четырманском одиночном кургане в 1994 г. наряду с основными погребениями срубной культуры были обнаружены два детских впускных захоронения раннего железного века. Рядом с погребенными обнаружены ожерелье из разноцветного бисера, бронзовая подвеска, несколько глиняных сосудов раннепрохоровского типа ( V – IV вв. до н.э.).
Точно также, и башкиры считали сарматов своими древними предками. Обращает внимание и близость этнонимов «сармат» и «юрматы». Вполне возможно, что башкирский этноним восходит к древнему этнониму «сармат» («саурмат», «сÿрмат»).
По мнению С.И. Хамидуллина, племя юрматы своим происхождением могло восходить к ираноязычным сарматам, одна часть которых затем вошла в состав башкир.
Раскопки 1994 г. на Бала-Четырманском III могильнике показали, что центральный курган относится к прохоровской (раннесарматской) эпохе, а остальные 6 – принадлежат средневековым башкирам (не позднее XIV в.). В центральном кургане было выявлено одно захоронение взрослого человека в сопровождении железного кинжала-акинака, каменного оселка, глиняного сосуда со сквозными отверстиями (возможно, для процеживания и хранения творога).
Погребенные в средневековых курганах были уложены в узкие подпрямоугольные ямы вытянуто на спине, головой на запад. В двух случаях наблюдалась ориентировка лицом на юг, то есть в сторону киблы (Мекки).
Средневековые погребения были без вещей, только в одном случае под правой лопаткой скелета была обнаружена золотоордынская монета .
В целом, погребальный обряд был уже мусульманским со значительными пережитками культов предков и гор, о чем свидетельствует расположение погребений вокруг древнего захоронения на вершине возвышенности. Следует отметить, что подобных курганов (скорее всего, средневековых) в долине р. Ашкадар достаточно много.
Напишите свои мнения, комментарии по этому вопросу. Изучайте прошлое для лучшего знания настоящего.