Если спросить, какой автобусный завод постоянно на слуху в плане различных скандалов, скорее всего вы услышите название «ВОЛГАБАС». Предприятие то обвиняли в невыполнении контрактов, то говорили, что их техника разваливается на ходу, то предупреждали о грядущем вот-вот банкротстве…
«А Васька слушает, да ест» - именно так выглядела данная ситуация со стороны. Ведь в то время, пока СМИ кричали о крахе завода, предприятие не только отчиталось о выпуске 311 ед. техники для нашего рынка в 2020 году, но и наладило партнерские отношения с французами. Так кто же он, «ВОЛГАБАС» - банкрот и ведущий экспортер автобусов?
В декабре основатель «Бакулин Моторс Групп» Алексей Бакулин, являющийся владельцем «ВОЛГАБАС», в интервью газете «Коммерсантъ» рассказал об основных моментах жизни предприятия. Я не буду влезать в хитроподчиненную схему владения теми или иными активами, а акцентирую внимание именно на жизнедеятельности производства автобусов.
Итак, чем же сейчас может похвастаться «ВОЛГАБАС» на фоне своих основных конкурентов? Ну, не считать же всерьез большим достижением реализацию 45 автобусов в феврале текущего года.
Не поверите, но завод действительно смог стать ведущим поставщиком в страны Европы. Для французской фирмы Bollore предприятие изготавливает машкомплекты, которые впоследствии превращаются в электробусы – в готовые кузова там устанавливают твердотельные LMP© (металлический литий-полимер) батареи французского производства Blue solutions.
«После сборки нашего машкомплекта партнеры затрачивают всего лишь 25% от времени всего сборочного процесса. Таким образом, эта модель может быть масштабирована на другие страны. А львиная доля добавленной стоимости останется в России».
В 2020 году были изготовлены 50 первых комплектов. В планах на 2021 год уже есть как минимум 100 «заготовок», которые будут поставлены во Францию в первом полугодии. И скорее всего в дальнейшем их число будет только расти.
«Мы поставляем кузов, двигатель, рулевое управление. Плюс мы фактически участвовали в создании этой машины, технологии этой машины, сборке, сварке, потому что там многие технологические решения уникальны, и благодаря нашей российской инженерной команде проект очень быстро реализовался. На фоне наших возможных конкурентов мы были гораздо быстрее, мобильнее и проворнее. Мы оказались лучше, так скажем.»
Проект с французами положительно сказался на повышении культуры производства. Из-за того, что каркас имеет более 5000 сварочных швов, часть из которых контролируются посредством ультразвукового контроля, а геометрия кузова проверяется с помощью лазерного трекера, волей неволей пришлось подтянуть качество всех выполняемых работ. Так что теперь и автобусы, поставляемые на отечественный рынок, станут лучше.
Что же касается поставок электробусов в Россию, то, увы – пока в этом направлении «Волгабас» не слишком активен, хотя в модельном ряду они есть. Похоже, здесь верно оценили перспективы данного направления для наших просторов. В стране, где требуется ежегодно обновлять по 15 – 20 000 больших автобусов, упираться в дорогущие электробусы большого смысла нет…
В свое время «ВОЛГАБАС» был одним из первых, кто показал свое видение отечественных беспилотников. Его проект «Матрешка» наделал достаточно шума, но затем все внезапно затихло. Фиаско?
Оказывается, нет. Просто, оглядевшись вокруг, на предприятии поняли, что создать чудо-робота – это возможно, а вот получить для его использования вменяемую инфраструктуру – на данном этапе нереально. Поэтому вместо функциональных, но никому не нужных (пока) беспилотников, было решено обкатывать технологию беспилотного автобусного парка.
Идея проста: как только машина попадает на территорию гаража, водитель ее покидает. А дальше техника уже без участия человека едет на мойку, к механикам и так далее. Утром к определенному времени автобус сам подъезжает к воротам, но на улицу его опять выводит водитель. И безопасно, и трудозатраты в ночное время снижаются.
«Сейчас есть несколько партнеров в этой теме, и они очень неплохо продвинулись с беспилотностью, очень неплохо продвинулись в поддерживающих системах. Мы будем с ними эту тему делать, а в следующем (2021-м – прим. автора ) году уже будут определенные результаты».
Возникает вопрос: «Если с электробусами пока непонятно, а беспилотники и вовсе перешли в разряд отдаленного будущего, то на что же рассчитывает «Волгабас». Ну, не экспортом же единым жить?».
В настоящее время основной акцент сделан на еще одной теме, достаточно популярной в России - газомоторной технике. Около 90% всех выпускаемых на «ВОЛГОБАС» автобусов рассчитаны для работы на сжатом природном газе (метан). Это касается как городских и пригородных, так и междугородных машин. В нынешнем году предприятие планирует активизировать работы и над более перспективным, сжиженным метаном – работы в этом направлении уже ведутся.
К слову, в сентябре прошлого года «ВОЛГАБАС» запустил в серийное производство самоходное шасси для низкопольных автобусов большого класса.
Если обобщить планы на будущее, то Алексей Бакулин обозначил их так: «Вообще, в России нам нужно научиться делать коммерческие электробусы, это задача номер один, и я над ней работаю.
Ну, из будущего — это водородные машины, как междугородные, так и городские. Это большие перспективы в связи с тем, что сейчас в Европе и Америке идет однозначный крен на зеленую экономику…»
Как видите, слухи о банкротстве «ВОЛГАБАС» преждевременны. Предприятие не только работает, но и строит глобальные планы. Причем не в ключе «выжить», а в направлении «развиваться». Насколько это получится в условиях санкций и проблемы с отечественными поставщиками, по-прежнему живущими где-то в мире «и так сойдет!», пока не ясно. Но терять такой завод точно не хотелось бы – именно из его ворот выкатывались спорные, но весьма оригинальные автобусные проекты: «Дельфин», «Марафон», «Ритмикс»…