Как и многие мои коллеги подрабатываю репетиторством. В обществе сложилось убеждение, что репетиторство – это легко и прибыльно: сиди себе, жди учеников, а потом им знания в голову вкладывай – всего делов-то.
Как мне сказал один приятель: «Я бы тоже так мог. Только ко мне никто не пойдет». Правильно, к тебе никто не пойдет как раз потому, что ты так не можешь. А к тем, кто по-настоящему так может, очередь стоит.
Но и они рассказывают множество забавно-печальных историй.
«Привели ко мне Егорушку. Взяла исключительно потому, что хорошие знакомые попросили. Нужно подтянуть русский, в идеале научить писать диктанты – все работы под диктовку пишет на двойки.
- А давайте устно! – предложил ребенок на первом занятии.
- Не получится, - честно ответила я.
Егорушка тут же потерял ко мне всякий интерес, каждое слово писал с нарочитыми ошибками и очень медленно, тянул время. Ни заинтересовать, ни заставить не получилось. Через час спина была мокрая, а разобрали мы всего два коротких предложения.
Позвонила маме:
- Забирайте, - говорю, - свое сокровище. За занятие денег не возьму, но и заниматься больше не буду. Вам к психологу надо – с мотивацией работать. Он не хочет вообще ничего.
- Вы не имеете права отказываться! – возмущается мама – Вы же учитель! Вы обязаны найти подход! Тем более за деньги!»
«Звонит мама Вики: с русским в школе завал, учителя меняются каждые два месяца, подготовьте нас к ЕГЭ.
- Не вопрос, - говорю, - пусть приходит.
На первое занятие Вика опоздала на двадцать минут: заблудилась, не сразу нашла парадную, не сразу попала на этаж.
На второе занятие Вика не пришла. Звоню маме.
- Так она ушла к вам заниматься, - удивленно отвечает мама.
Я выхожу на лестницу: на ступеньках сидит Вика, играет в телефон.
- Ой, а я номер квартиры забыла, - оправдывается девочка, - вот присела, чтобы вспомнить.
На третьем занятии Вика заявила, что ей очень жаль, но сегодня она занимается не час, а двадцать минут, а потом она страшно куда-то спешит.
На этом мы с Викой попрощались»
«Хороший мальчик Максим занимался со мной уже три месяца. Однажды он пришел и привел за руку своего братика, ученика пятого класса.
- Мама сказала, чтобы вы помогли Степке уроки сделать, пока я тесты решаю. Ведь время-то все равно оплачено»
«У меня один девятиклассник во время занятия попросил чаю – замерз, пока шел. Потом попросил что-нибудь к чаю – проголодался, в школе забыл поесть. Потом он минут двадцать пил этот чай, громко отдуваясь и заедая его пряниками. Затем ему срочно понадобился туалет, в котором он сидел минут пятнадцать. Так и прошло наше «занятие».
Про учеников, приходящих «отсидеть» этот час как повинность, как и про учеников, не делающих задания дома, я вообще молчу.
Отдельная песня – оплата занятий.
А мы в следующий раз принесем. А мы сейчас не можем – денег нет. А давайте в конце месяца. А вот уже конец месяца, но мы заплатим только половину. А сделайте нам скидку – мы же свои – процентов восемьдесят, а лучше сразу сто.
Так что не так уж и сладок хлеб репетитора.