Каждое десятилетие уникально по-своему. Нашей стране было суждено претерпеть множество перемен за менее чем полвека. Распад Советского Союза, который строил коммунизм на протяжении почти семидесяти лет, развалился на глазах у людей, которые родились уже в дореволюционное время и другого строя не знали. До сих пор не умолкают споры хорошо или плохо жили в советское время, но всех этих людей объединяет одно:
«Воспоминания».
Воспоминания штука довольно абстрактная. Одно и то же событие может по-разному осесть в памяти человека. Многое зависит не столько от точки зрения, сколько от возраста, в котором ты находился в данное время. Молодые годы всегда вспоминаются теплее, а в чертогах памяти отражаются ярче. Конечно, если не война, голод и разруха, но в 70-е годы в СССР вообще называют самыми спокойными и счастливыми, весь сумбур и шум нового времени начинается в 80-х годах.
«Те, кто жил и был молод в это время поймут».
Открывает их олимпиада 1980 года, о которой верещали все от мала до велика. Москва была центром мира, а не просто столицей. Тысячи иностранцев съезжались в первопрестольную, чтобы воочию лицезреть государство, построенное рабочими и крестьянами. Техникумы и ПТУ были открыты для студентов из далёких регионов страны. Достаточно было послать заявку, и вы могли попасть на учёбу в любой город и даже Москву (тогда, например, в газете «Комсомольская правда» открыто приглашали будущих студентов пройти обучение в столице).
«Штукатур, строитель, плиточник – не важно, в то время не было культа денег как сегодня и бизнесменами не рвался быть каждый второй. Рабочие специальности ценились больше всех!»
Парки культуры и отдыха были открыты для молодёжи совершенно бесплатно. Ребята брали большие кассетные магнитофоны и собирались танцевать кружком. Это было время без интернета и телефонов, которые сегодня не выпускает из рук современная молодёжь. Не стоит забывать и про массовое увлечение спортивным туризмом. Походы на байдарках по реке или в горы считались нормой. О заграницах люди и не мечтали, а если и мечтали, то мало, так как возможностей поездить (взяв путёвку) по необъятной стране было много.
И всё же не стоит забывать и тёмной стороне. В 80-е годы уже вовсю по улицам разгуливали криминальные группировки, в которые входили ребята из рабочих семей. Дух протеста наполнял неокрепшие умы ребят. Хотелось перемен. Только пока никто не знал какие перемены это будут. Особенно хорошо это чувствовалось в маленьких городах и дальних регионах страны.
«Столица – это хорошо, но она всегда была словно отделена от настоящей жизни».
Дефицит всего заставлял ребят творить всякие глупости ради жвачки или пары модных джинсов. Достать что-то импортное было довольно сложно, но безумно хотелось. Спекулировали на всём. Чёрные рынки одежды процветали. Молодёжь 80-х годов прекрасно помнить, что такое достать модные кроссовки и страх перед тем, что завтра их у тебя могут снять в подворотне. Хорошо если останешься цел.
В это время (конец 80-х и начало 90-х) годов жил и творил поэт Борис Рыжий, который, пожалуй, лучше всех описал эпоху простого мальчишки-гопника, живущего в простой семье. Но дело здесь не в том, о чём писал поэт (а писал он о многом), а как. Бориса Рыжего сегодня называют одним из самых талантливых поэтов конца прошлого века. Кто-то сравнивает его с Есениным, живущим в 90-х годах. Поэзию Рыжий любил и боготворил как любой настоящий поэт. Он отдал ей всё, а она отплатила ему бессмертием. Каждое стихотворение поэта — это часть эпохи, которой сегодня уже нет, но у многих она по-прежнему в сердцах.
Восьмидесятые, усатые: Стих
Восьмидесятые, усатые,
хвостатые и полосатые.
Трамваи дребезжат бесплатные.
Летят снежинки аккуратные.
Фигово жили, словно не были.
Пожалуй так оно, однако
гляди сюда, какими лейблами
расписана моя телага.
На спину “Levi’s” пришпандорено,
“West Island” на рукав пришпилено.
И трехрублевка, что надорвана,
изъята у Серёги Жилина.
13 лет. Стою на ринге.
Загар бронёю на узбеке.
Я проиграю в поединке,
но выиграю в дискотеке.
Пойду в общагу ПТУ,
гусар, повеса из повес.
Меня обуют на мосту
три ухаря из ППС.
И я услышу поутру,
очнувшись головой на свае:
трамваи едут по нутру,
под мостом дребезжат трамваи.
Трамваи дребезжат бесплатные.
Летят снежинки аккуратные.