Приветствую всех читателей канала"Краеведение Башкортостана!!!
Сохранилось несколько шежере усерганцев. Два из них опубликованы в книге «Башкирские шежере» в 1960 г. В Научной библиотеки Уфимского научного центра Российской академии наук хранится рукописная «История Усергана», которая была опубликована лишь частично четыре раза. В 1960 г. опубликованы лишь два абзаца, касающиеся Барак-хана и Сурабан-бия.
В последние годы наиболее древние части данного сочинения были опубликованы академиком Г.Б. Хусаиновым, профессором М.И. Ахметзяновым и писателем З.А. Султановым. Лишь последний доводит родословную до начала XIX в.
На сегодняшний день «История Усергана» полностью переведена на современную графику, но до сих пор остается неопубликованной.
Вот родословная усерганцев по статье академика Г.Б. Хусаинова: Муйтен-бий → его сын Шакмулла (жил во времена Саин-хана, то есть Батыя) → его сын Бузеке бий (жил при Тукан-хане, Тукан – сын Батыя, не правил) → его сын Жарука бий (жил при Таухил-хане, или при Тогрил-хане, под ним подразумевается отец хана Узбека) → его сын Мангут бий (жил при хане Узбеке) → его сын Урал бий (жил при хане Джанибеке) → его сын Буйта-бий (жил при хане Тауке-Хуже, имеется в виду отец хана Тохтамыша) → его сын Ирбан-бий (жил при хане Тохтамыше). Далее даются бии, но их родственные связи не всегда указаны. У М.И. Ахметзянова бии Инсан, Йата (Буйта – у Г.Б. Хусаинова) и Арбан (Ирбан-бий) являются сыновьями Арал-бия (Урал-бия).
Дальнейшую родословную даю по М.И. Ахметзянову: Арбан → его сын Тимер Кабка бий (жил при хане Бараке) → его сын Карача бий → его старший сын Сарыбаш бий, младший – Сарыш-бий, живший при хане Касиме). Следует обратить внимание, что Касим – внук Барака, казахский хан из династии Чингизидов, умер в 1521 г. в г. Сарайчик в возрасте более 70 лет. Интересным является то, что казахские ханы Касим, его братья упоминаются в башкирском сочинении. Возможно, это свидетельствует о том, что усерганцы их признавали своими суверенами.
В статье Г.Б. Хусаинова упоминается двое сыновей Сарыш-бия: Сурабан-бий и Акмасук. Сурабан-бий, когда башкиры при Иване Васильевиче приняли русское подданство, содержался как аманат в Казани, где женился на татарке и там же умер. Его сын, повзрослев, нашел своих сородичей и основал деревню Кугарчи (современного Зианчуринского района РБ). Далее: Акмасук-бий → его сын Татигас-бий (Дигач) → его сын Бикбау-тархан. Родословная показывает, что знаменитый Бикбау-бий, будучи внучатым племянником Сурабан-бия, жил на два поколения позднее его. А Сурабан, как мы видели, был современником взятия Казани русскими в 1552 г. и принятия подданства в 1557 г. Очевидно, Бикбау жил позднее 1557 г. Все это подтверждается документальными источниками. В одном из документов за 1599/1600 г. упоминается башкирец Усерганской волости Бекбов Апандыков.
Как известно, потомки Бикбау-бия впоследствии составляли род Апанды. Поэтому указанного Бекбова Апандыкова следует, по нашему мнению, отождествлять с Бикбау-бием, сыном Татигаса (Кстати, и Г.Б. Хусаинов, и З.А. Султанов считают Татигаса бием юрматынцев, что неверно. Татигас – достаточно распространенное имя в то время).
Сын Бикбау-бия (по М.И. Ахметзянову) Кинзябай → его сыновья Алибай и Куныр → сыновья Алибая: Уразымбет, Тляумбет, Шигай, сын Куныра – Тулибай → сыновья Тулибая: Ямансура, Яман, Курман, Алман, Кулембет, Килубай, Кускар. Как писал житель д. Абуляисово Юлбарыс Сурагулович Бикбов, правнук князя Бикбова – Шигай, признанный русским правительством в тарханском достоинстве, содержался как заложник (аманат).
В 1670 г. башкир Усерганской волости Шигай Алабаев включен в тарханский список вместо отца, но «есаку из окладе выкладывать не велено и платит в казну» (Асфандияров А.З. Башкирские тарханы. Уфа, 2006. С. 52, 107). На стр. 52 вышеуказанной книге указан 1650 г. (а на стр. 107 – 1670 г.), однако описи фонда свидетельствуют, что событие имело место в 1670 г. Дальнейшую родословную М.И. Ахметзянов не дает.
Продолжаю шежере по З.А. Султанову: Уразымбет, сын Алибая → его сын Туганаш → его сын Яппар → его сын Балсык →его сын Сагит. Тляумбет, сын Алибая → его сын Азаткул → его сын Азгул → его сын Шариф → его сын Альмухаммет → его сын Бускун → его сын Йылкыбай → его сын Баиш. Другой сын Тляумбета Булак → его сын Бурагул → его сын Псянчи → его сын есаул Акбулат. Азаткул, по преданию, стал известен своей победой над казахами, за что получил прозвище Яубасар.
Заслуженный учитель РБ Х.Х. Яубасаров считает, что Яубасар жил в первой четверти XVII в. Однако, судя по всему, Азаткул жил в конце XVII – начале XVIII вв.
Бурагул является основателем деревни Бурагулово, он родился около 1718 г. Его имя, а также его потомки попали в материалы ревизских сказок по д. Бурагулово.
Сыновьями Кускара, сына Тулибая, по З.А. Султанову, являются: Акьян, Бикташ, Акбут, Агурда. Внуки Кускара отсутствуют. Обращает внимание то обстоятельство, что в 1816 г. в д. Биктяшево (Бикташево) в доме № 9 проживали родные братья Акбулат (Акбут) (1757 г. р.) и Агурда (1770 г. р.) Имановы. Они являются основателями современных фамилий: Агурдиных и Мусиных. Возможно, этих людей следует отождествлять с сыновьями Кускара из шежере.
Одним из сыновей Кунгырбая, сына Кинзи(бая), внука Бикбау-бия, по З.А. Султанову, является некто Янсура. Очевидно, здесь допущена ошибка. Ведь, и Г.Б. Хусаинов, и М.И. Ахметзянов прочитали это имя, как Ямансары (Йамансора) ( Хөсәйенов Ғ.Б. Башҡорт тәуарихы // Ватандаш. 2006. № 9. 97-сы б.; Әхмәтжәнов М.И. Нугай Урдасы: татар халкының тарихи мирасы. Казан, 2009. 52-се б.) .
З.А. Султанов дает детей Янсуры (точнее, Ямансуры): Исхак (его сын Балъякшай), Кустыбай (его сын Ильбай), Максют (его сын Азнабай), Тимербай (его сын Минлибай), Тимербулат (его сын Бикташ). Ревизские сказки д. Биктяшево (Бикташево) позволяют уточнить генеалогию усерганцев. В 1816 г. в этой деревне в доме № 5 зафиксирован Кутлыбай Яманчурин (1737 г. р.). Его младшим сыном был Икбай (1806 г. р.). Очевидно, Кутлыбай и Икбай соответствуют Кустыбаю и Ильбаю из шежере.
В доме № 7 той же деревни проживал родной брат Кутлыбая Кубагуш (он в шежере отсутствует), имевший сыновей: Тимербая (1775–1863), Минлибая (1780 г. р.), муллу Тимербулата (1789–1853) и других. Таким образом, Минлибай – родной брат Тимербая, а не его сын. Сына по имени Бикташ у Тимербулата не было.
Имеются и другие неясные моменты в генеалогии. Все это ставит перед исследователями задачу полного академического издания «Истории Усергана». Лишь после этого можно будет полнее рассмотреть родословную усерганцев, в сравнении с документальными источниками.
Следует отметить, что документов XVI – XVIII вв., касающихся Усерганской волости сохранилось не так много. Это следует объяснять относительной самостоятельностью от царских властей племени Усерган в указанное время.
Свои мнения по истории рода Усерган, по истории своего народа можете написать комментариях. Изучайте прошлое для лучшего знания настоящего.