Найти тему

Первые сочинения младшего школьника. Как ему помочь

Оглавление
Фото из архива автора
Фото из архива автора

Один детский черновик и три варианта вашего поведения

Однажды в жизни любого ученика наступает такой день, когда он должен не просто выполнить домашнее задание, а написать настоящее сочинение. Это серьезная творческая проверка того, как ребенок видит мир, что думает о прочитанном, насколько хорошо владеет родным языком.

Можно ли помочь сыну или дочери в этом нелегком деле? – Да, можно и нужно.

Пока дети маленькие, они с желанием и радостью принимают наставления и подсказки родителей, доверяют их авторитету. В этом возрасте им легко привить полезные навыки и умения.

Не ссылайтесь на занятость, найдите время, чтобы научить своего ребенка писать сочинения. Каждому взрослому хватит на это знаний, сил и терпения, если он считает главным делом своим – вырастить хорошего человека, тонко чувствующего, думающего и всесторонне развитого.

А помогут вам в этом житейская мудрость и любовь к жизни, ребенку, книге.

Когда черновик написан

Обычно в классе вместе с учителем дети обсуждают тему, план и примерное содержание сочинения. Дома они сначала должны написать черновик.

Итак, перед вами лежит рабочий вариант сочинения, самостоятельно созданный ребёнком. Оттого, насколько умело и грамотно он составлен, зависит, какую роль вам следует выбрать для себя. Их три - "критик", "редактор", "соавтор".

И ''критик'', и ''редактор'', и ''соавтор'' в первую очередь вычитывают текст.

«Критик» после ознакомления с черновиком может ограничиться фразами: ''Хорошо'', ''Неплохо'', ''Отклонился от темы'', ''Мне не понравилось'' и т. п.

Как правило, ''критик'' занимает как бы отстранённую позицию, советов по исправлению ошибок не даёт.

Такая роль уместна в той редкой ситуации, когда ребёнок в состоянии без вашей помощи переработать текст, если сочтёт нужным это сделать.

''Редактор'' при чтении черновика подчёркивает всякого рода ошибки и неточности. Затем он приглашает маленького автора, и тот начинает исправлять текст, обращаясь за помощью к словарям, справочникам, учебникам.

При этом ''редактор'', если он ''профессионал'', не вмешивается в авторский стиль. Когда нет явной ошибки, не следует предлагать ребёнку отказаться от его варианта выражения мыслей, настаивать на своём понимании темы. Навязывать свои суждения, стилистическую переделку каких-то фраз, верных с точки зрения грамматики, но ''корявых'' или ''слишком простых'', нельзя.

В конце правки маленький создатель должен увидеть продукт своего творческого труда.

''Соавтор'' может писать черновик вместе с ребенком. Однако правильнее будет - порекомендовать ему самому справиться с рабочим вариантом сочинения.

''Соавтор'' читает черновик в присутствии ребёнка и сразу же предлагает что-то исправить или переделать. Он обязательно прислушивается к мнению пока неопытного автора. Они коллегиально решают, как устранить недочёты, переставляют местами слова и предложения, правильно делят текст на абзацы, что-то вычёркивают, добавляют нужные по смыслу фразы.

Соавторство уместно в том случае, когда ребёнок действительно не может создать текст.

Ведите себя достойно

Некоторые дети способны самостоятельно написать хороший во всех отношениях черновик, другие - делают это с большим трудом, допускают много самых разных ошибок.

В любой из этих ролей ("критика", "редактора", "соавтора") для вас непозволительны грубые и некорректные высказывания в адрес маленького автора.

Вам категорически запрещено всё сразу же перечёркивать и, тем более, уничтожать черновик.

Будьте спокойны и благоразумны, даже если вас охватит ужас и ''волосы встанут дыбом'' после прочтения текста. Начните с похвалы, найдите в мыслях и словах ребёнка хоть что-нибудь, заслуживающее одобрения.

Татьяна Порецких