На экраны вышел четвертый фильм так называемой франшизы MonsterVerse – линейки картин о гигантских чудовищах, ведущих войны за право называться альфой. Я намеренно не стану раскрывать сюжетных деталей новой ленты, в которой статус сильнейшего между собой попытаются выяснить Годзилла, Конг и люди, но обращу ваше внимание вот на какой странный факт – студия Legendary, владеющая правами на персонажей, не спешит анонсировать новые проекты. Это нетипично и несколько тревожно. Неужели истории Конга, Годзиллы, Мотры и прочих Титанов прервутся? Давайте подумаем...
Те, кто следит за тенденциями в мире кино и сериалов, отлично знают, что долгосрочное планирование – важный тренд современной киноиндустрии. Marvel расписывает свои планы на 3-5 лет вперед, Кэмерон обещает выпустить три продолжения своего "Аватара", Уорнеры плевать хотели на парады хэштегов в твиттере и делают ставки на сольные фильмы об Аквамене, Шазаме, Флэше и Черном Супермене. У Диснея немного подкосились ножки после критического неприятия новой трилогии "Звездных войн", но вселенная "далекой-далекой галактики" на этом и не думает закрываться – ждите ее развитие на ТВ. И список можно продолжать дальше – с Бондианой, хоррорами и даже ромкомами. А вот Монстры почему-то дальнейшие планы не афишируют.
Внутренняя система взаимоотношений MonsterVerse проста и непротиворечива – помимо людей на Земле обитают гигантские твари неизвестного происхождения, которые не могут без того, чтобы не подубасить друг друга и не выяснить сильнейшего. На этом, по сути, строились вышедшие ранее два фильма о Годзилле и сольник Конга "Остров Черепа", это станет ключевой темой "Годзиллы против Конга". Хотя режиссер нового фильма и говорит о том, что в новом блокбастере будет выявлен явный победитель, я не буду столь категоричен. Ограничусь тем, что и у ящера, и у обезьяны возможности для новых сольных выступлений никуда не исчезли, да и по первому раунду столкновения еще возможны апелляции и реванши. Однако, новостей о "Конге 2", "Годзилле 3" или "Годзилле и Конге против КогоТоЕще" нет.
Кажется, отгадка кроется в общемировой ситуации с переформатированием киноиндустрии, вызванным эффектом карантинов и локдаунов. Legendary и без того была не слишком довольна кассовыми результатами второй картины о Годзилле (при бюджете в 170 миллионов долларов фильм в мировом прокате собрал 386 миллионов и буквально едва-едва переполз через планку окупаемости), на фоне приличных успехов дебютных появлений Годзиллы и Конга (оба собрали больше полумиллиарда) это не провал, но удар ощутимый. Похоже, что финансовое разочарование 2019 года стало первым звоночком для того, чтобы попробовать переосмыслить будущее франшизы.
В отношении "Годзиллы против Конга" неуверенность студий весьма ощутима. С одной стороны, WB два года громко заявляла, что уверена в светлом будущем Титанов, что "Король монстров" придал уверенности в том, что вселенную надо расширять. С другой – новый фильм, как и почти все остальные подвергся паническим атакам переносов и отступлений перед коронавирусом. У Warner Bros. и Legendary не хватило смелости выйти прошлым летом (первоначальной датой релиза был март 2020-го, не рискнули создатели кроссовера и осенью, когда "расчехлились" "Довод" и "Мулан". Не пошли Титаны в атаку и следом за "Чудо-женщиной: 1984" в рождественские каникулы. Кажется, кто-то сильно не уверен в перспективах своего детища.
Отсюда и ответ на вопрос, поставленный в заголовке. Если в успех выходящего в прокат фильма не верят даже создатели, то о каких планах можно вести речь? При заявленном бюджете в 160-200 миллионов долларов даже для выхода в "ноль" фильм должен собрать 350-400 миллионов – представить такое в условиях современного кинопроката сложно, поэтому ставка будет, видимо, сделана на то, что лента "доберет" необходимое на стримминговом сервисе HBO Max – как минимум, у уже упомянутой "Чудо-женщины" это получилось (хотя тут я бы тоже не был особо уверен, возможно, анонс третьего фильма об амазонке был шпилькой в сторону чрезмерно самоуверенного Зака Снайдера с его "Лигой"). И лишь после этого студия будет готова говорить о сиквелах.
С моей точки зрения, огромных барышей "Годзилле против Конга" не видать. Да, у ленты напрочь отсутствует конкуренция в кинотеатрах. Да, на сеансе, который посетил я, зал был заполнен процентов на 25-30, что по нынешним временам очень неплохо. Да, люди соскучились по масштабным блокбастерам, большому экрану и красочным разрушениям мегаполисов в кадре. Но само по себе это кино настолько плохое, что продаваться оно может только по причине дефицита и ностальгии, пересматривать его вряд ли выстроятся очереди, а кумулятивный эффект от накопления двух предысторий выразился жалким "пшиком". Увы, я вынужден предположить, что МонстрВерс ждет участь Темной Вселенной Universal, в которой была предпринята попытка возродить былых звезд хорроров, но планы рухнули после невнятных результатов "Дракулы" 2014 года, и "Мумии" 2017-го.
Да и вообще, большие проекты сейчас находятся под колоссальной угрозой. Да, уже отснятые или находящиеся в завершающей стадии работ картины на экраны рано или поздно выйдут, но готовы ли студии закладывать грандиозные бюджеты в новые проекты, перспективы которых, вне зависимости от режиссеров, актеров, эффектов, предысторий, туманны? Боюсь, что в этом скрыта главная причина притормаживания оглашения планов – снимать фильмы за 200 миллионов теперь невыгодно и будет невыгодно еще очень долго. А понижать ставки студии не готовы, уж лучше припарковать свои "локомотивы" до лучших времен и сосредоточиться на чем-то более приземленном.
Думаю, "Годзилла против Конга" закроет тему гигантских монстров из этой линейки на ближайшие лет 5-7, а дальше всё будет зависеть от того, оправимся ли мы вообще от кризиса 2020 года. Может статься, что кино прежним не будет уже никогда, и времена выхода многомиллионных блокбастеров на экраны каждую неделю с марта по август мы, старики, будем вспоминать с глупой улыбкой, в ответ на которую внуки будут также глупо шутить про таблетки. А смотреть будем гораздо более дешевые и куда более кукольные сериалы на Netflix – про Конга, вон, вроде уже планируют что-то снимать...
В любом случае, и хорошее, и плохое непременно осветит на своем канале Киновед в штатском. Ваша задача – подписаться, читать, смотреть, беречь близких, не болеть, и...
Увидимся в кино!