Найти тему

Филателия - забытое увлечение. В чем ценность марок?

Оглавление
Сегодня почтовые марки теряют свою практическую значимость, постепенно превращаясь исключительно в предмет для коллекционирования.
Сегодня почтовые марки теряют свою практическую значимость, постепенно превращаясь исключительно в предмет для коллекционирования.

Поколение тех, кто вырос в период расцвета интернета и электронной почты едва ли понимает, что такое почтовая марка и для чего она существует. Да, при отправке корреспонденции марки до сих пор используются, но все чаще услуги доставки обходятся без них, а ведь когда-то они совершили настоящую революцию, сделав отправку писем доступной. В январе 1837 года Роуленд Хилл, после жалоб своей матери на дороговизну почтовых услуг, выдвинул идею единообразного почтового тарифа, оплачиваемого отправителем. Правительство Великобритании идею поддержало и с 1839 года установило «penny-porto» - почтовый сбор размером в 1 пенни. Уже через год была отпечатана первая почтовая марка - Чёрный пенни, первая почтовая марка стандартного типа. Но кому и зачем пришла в голову идея заниматься коллекционированием этих марок?

Формально, получатель первого же письма с почтовой маркой стал первым же коллекционером. 6 мая 1840 года лондонская контора «Оливерсон, Денби и Леви» отправила в Шотландию письмо с документами, оплаченное десятью неразрезанными «Чёрными пенни», а уже через год первый коллекционер заявил о себе в газете «Таймс», разместив в ней забавное объявление: «Нужны почтовые марки. Молодой человек, желающий оклеить свою спальню гашеными марками, уже собрал, благодаря любезности своих друзей, более 16000 экземпляров. Однако ввиду того, что этого количества недостаточно, он просит лиц, сочувствующих ему, присылкой почтовых марок дать ему возможность осуществить свой замысел». Не совсем понятно, почему именно марками этот молодой человек решил оклеивать свою спальню, но очевидно, что для него они не представляли никакой ценности. В отличие от граверов. Именно эти ребята занимались изготовлением почтовых марок и коллекционировали их исключительно с профессиональной целью — изучать опыт своих коллег. По этой причине коллекционирование марок изначально называлось тэмбрологией. Лишь с подачи французского гравера Мансена, собирание почтовых марок превратилось в увлечение. В 1855 году Мансен продал свою коллекцию, торговцу марками и букинисту Эдарду Лапланту. С этого момента торговля марками перестает носить практический смысл и превращается в филателию.

"Чёрный пенни" - первая почтовая марка в истории. Хотя, кто знает, первая ли она...
"Чёрный пенни" - первая почтовая марка в истории. Хотя, кто знает, первая ли она...

Когда я впервые столкнулся с коллекцией почтовых марок, я совершенно не мог понять, в чем же их ценность? Формально, это просто клочок бумаги с напечатанной на нем картинкой. Такие могла тоннами выпускать любая типография. Однако, в отличие от обычной картинки на бумаге, почтовая марка обладает одной особенностью — гашение. По факту, это, на самом деле, обесценивание марки, но с другой стороны — подтверждение её подлинности и, что куда важнее для коллекционера, указание на территориальное и темпоральное перемещение. К тому же, марки выпускались различными тиражами, что позволяло делить их на массовые и редкие, тем самым создавая ауру типографического раритета. В этом смысле филателия ничем не отличается от коллекционирования монет, хотя и имеет свои особенности. В частности, для коллекционера важна не только сама марка, но и то, чем она отличается от себе подобных: смещение цвета, особенность перфорации, ошибки и даже способ и место гашения. К тому же в отличие от монет, собирать марки мог позволить себе буквально кто угодно, ведь их изначальная стоимость была невелика.

По мере роста количества выпущенных марок, стала возникать потребность в их систематизации. Покупателям нужно было как-то ориентироваться в огромном количестве почтовых марок и уже в 1861 году появляется первый каталог, содержащий описание 1013 образцов. Вслед за ним выходит следующий, автором которого становится бельгийский книготорговец Жан Баптист Моэнс. Он же создает и первую филателическую фирму, занимавшуюся как продажей марок, так и издательством каталогов. За каталогами пошли марочные журналы, брошюры, в Европе и США создаются филателические сообщества (первое появилось в Великобритании в 1866 году), а правительства государств собирают собственные коллекции марок. Дело дошло даже до почтовых музеев и борьбы с подделками на государственном уровне. Появились свои фестивали, премии и награды, одним словом, филателия стала одним из популярнейших увлечений XIX века.

История самой дорогой марки.

Официально самая дорогая марка в мире - Британская Гвиана
Официально самая дорогая марка в мире - Британская Гвиана

В филателии принято делить марки по редкости и самыми ценными, что не удивительно, являются те, которые имеются в единственном экземпляре — уникумы. Таких всего несколько штук, а самая знаменитая — Розовая Гвиана. Её выпустили в Британской Гвиане, так и не дождавшись корабля с почтовыми марками из метрополии. Так как местным властям требовалось как-то организовывать почтовые отправления, они решились выпустить собственные марки. Ни о какой уникальности изначально речи не шло. Местная типография выпустила три серии, синие и красные номиналом по 4 цента и красную в 1 цент. Первые две должны были использоваться для отправки писем, а последняя для газет. Местный почтмейстер остался не слишком доволен работой типографии, сетуя на простоту рисунка, а значит, легкость подделки. Чтобы защитить тираж, он распорядился не просто продавать марки, но и дополнительно ставить на них подпись сотрудника почты. Одноцентовые красные гвианы предназначались для рассылки газет и, как правило, их путь оканчивался в печи. Выжить удалось только одному экземпляру, а оказаться в руках коллекционера помог случай.

Уникальный экземпляр в 1873 году нашёл среди писем своего дяди 12-летний шотландский школьник. Как и многие сверстники он увлекался коллекционированием марок, но эта не показалась ему особенно интересной. Простенький кусочек бумаги, неаккуратно вырезанный из когда-то полученной газеты. Не найдя никаких упоминаний о марке в каталоге, подросток продает его за несколько шиллингов филателисту Н.Р. Мак-Киннону. Тот так же не оценил приобретение по достоинству и отдал в составе коллекции ливерпульскому торговцу Томасу Ридпату. Лишь в 1878 году у Ридпата доходят до неё руки, но опытный торговец уже догадывается, что данный предмет может представлять значительную ценность, но на сколько дорогой предмет у него в руках он понять не смог, поэтому уступил Гвиану коллекционеру барону Филиппу фон Феррари за 150 фунтов стерлингов. Филлип завещает все свои марки берлинскому музею, но в уплату репараций по итогам Первой мировой войны, Германия передает коллекцию Феррари правительству Франции. Наконец, на одном из аукционов «Розовую Гвиану» выигрывает Артур Хинд по ставке 352 500 франков. К этому времени уже известно, что ни у кого в коллекции нет второй такой же. С каждым годом цена Розовой Гвианы растет и в последний раз на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке она была продана американскому дизайнеру обуви Стюарту Вейцману за 9 480 000 долларов США. Ныне поиски второй Гвианы продолжаются, но пока она остается уникумом — единственной в своем роде.

Уникальные марки России

Не смотря на название, "Тифлисская уника" уникумом не является. Она относится к Раритетам мирового класса 1 уровня.
Не смотря на название, "Тифлисская уника" уникумом не является. Она относится к Раритетам мирового класса 1 уровня.

В нашей стране филателия начала свое развитие так же с выпуском первых марок, при чем почти сразу появились ценные экземпляры. Самой первой стала марка для почты Тифлиса и Коджори с номиналом в 6 копеек. Считается, что сегодня существует не более 5 экземпляров, а последняя утвержденная стоимость «Тифлисской уники» - 480 тысяч евро. Первая советская марка - «Рука разрубающая цепь». Номинал 35 и 70 копеек, дата выпуска 25 октября 1918 года. Увы, не смотря на историческую ценность, в филателии экземпляры «Первого революционного выпуска РСФСР» ценятся не очень высоко — около 500 рублей. Но есть у нас и особо ценные марки, с довольно интересной историей.

Консульский полтинник

Одна из редчайших советских марок.
Одна из редчайших советских марок.

Пожалуй, история с «Консульским полтинником» может стоять особняком от остальных, ведь тут имеет место целенаправленное создание уникумов. К 1922 году Советская Россия еще не была признана всеми государствами, однако, постепенно международные отношения приходили в норму. То там, то здесь открывались консульства и посольства, одно из таких — посольство в Берлине. Разумеется, между ним и Москвой была налажена почтовая связь, вот только возникла проблема с оплатой доставки корреспонденции. Для любой бюджетной организации, к которым и относилось посольство даже копеечные траты — это целая цепочка отчетности. Касалось это и обычных почтовых марок. К счастью в запасниках берлинского посольства обнаружился довольно приличный запас старых царских марок, на которые просто стали наносить новые цены. Вот только это никто не потрудился согласовать с Наркомпочтелем, а из-за необходимости уничтожать консульские письма, восстановить историю появления консульских марок в Берлине так и не удалось. Самой дорогой из выпущенных был как раз тот самый «Консульский полтинник», марка с номиналом в 50 копеек, на которой оттиском указана новая цена — 1200 германских марок. Уже после выпуска марка стала раритетом, да и в целом вся серия больше представляла из себя филателический, а не практический интерес. Конечно, это не устраивало Наркомат почт и телеграфов, мол, какой-то делец, прикрываясь консульством, печатает раритетные марки и дело прикрыли. Однако, этот самый делец напоследок успевает напечатать уж совсем уникальные экземпляры — марки с ошибками. На одной надпись с новой ценой была перевернута, на другой неверно написаны слова. Своих целей автор добился — в 2009 году «Консульский полтинник» ушел с аукциона RaritanStamps за 70000 долларов.

Самой же дорогой советской маркой считается «Леваневский с надпечаткой». Её выпустили в августе 1935 года к полёту Сигизмунда Леваневского по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Франциско. Сами марки предназначались для почтовых отправлений на самом самолете. Однако, полет не состоялся — его прервали после преодоления некоторого расстояния. Однако, партия марок уже была выпущена и приготовлена к продаже. Само собой, филателисты атаковали Московский почтамт, чтобы успеть приобрести вожделенную марку. Что интересно, в партию была подброшена серия с перевернутой надпечаткой. Ходили слухи, что это было сделано по указанию самого высокопоставленного филателиста СССР — Генриха Ягоды. Само собой, марки с такой ошибкой имели большую цену, но наиболее редкой в серии стала марка с ошибкой — в названии Сан-Франциско буква «Ф» была напечатано строчной. Одну из таких марок Иосиф Сталин подарил Франклину Рузвельту на Тегеранской конференции. Последний раз такая марка была продана на аукционе в Нью-Йорке за 525 тысяч долларов.

Оба особо ценных "Леваневских", первый со строчной "ф", второй с перевернутой надпечаткой.
Оба особо ценных "Леваневских", первый со строчной "ф", второй с перевернутой надпечаткой.

Сегодня филателия теряет популярность и в первую очередь из-за снижения спроса на марки. Серии, которые выпускают почты, практически сразу нацелены на коллекционеров, что в некоторой степени снижает их ценность и азарт собирательства. С другой стороны, уже выпущенные марки постоянно растут в цене, ведь, возможно, в будущем, у них не будет никакой замены.