ИЛ – 14.
Иркутск – Киренск – Иркутск и однажды - Красноярск – Усть кут, вот маршруты, по которым я летал на этой «рабочей лошадке» «Аэрофлота». Скорее всего, я летал и на Ли 2 и на Ил 12 –предшественниках Ил 14 – го, но, поскольку их совсем не помню, рассказывать про них не буду.
Созданный в самом начале 50 – х, много лет Ил 14 был основным лайнером «Аэрофлота», пока не появились сначала Ту 104, а потом и Ил 18. До середины 70 –х, он честно работал на местных линиях, пока не был заменён турбовинтовым Ан 24.
В 1957 – м году, мой дед летел на Ил 14 из Иркутска в Москву почти сутки с пятью(!!!!!) посадками. По тем временам это было очень быстро, поскольку поезд шёл от Иркутска до Москвы целую неделю!
Названный в Натовской классификации «ящиком», на ящик этот самолёт совсем не подходил. Красивый двухмоторный низкоплан с прямым крылом, выглядел очень стильно. Особенно в «полярной» ливрее – красные крылья и хвост. Мощные поршневые двигатели, почти в две тысячи лошадей, гудели так спокойно – басовито и уверенно, что в полёте буквально убаюкивали пассажиров. Два больших четырёх лопастных пропеллера, образующие в небе два переливающихся на солнце серебряных диска, так же вселяли всем уверенность – «Всё будет хорошо, эти дотянут куда угодно!». Довершали «лица не общье выражение» Ил 14 – го квадратные иллюминаторы. Ни на одном из других самолётов, а я повидал их вполне достаточно, «квадратных окон» больше не видел.
У нас с отцом была традиция – после взлёта, когда погаснут табло «не курить» и «пристегните ремни безопасности», мы пели песню «под крылом самолёта, о чем – то поёт, зелёное море тайги». А какую песню ещё петь? Ведь под крылом нашего самолёта действительно была Тайга! Поскольку в салоне от работающих двигателей было очень шумно, мы никому не мешали и с удовольствием кричали: «лётчик над тайгою, точный курс найдет!». Многими годами позже, я понял, что таким образом отец учил меня не испытывать страха перед полётом. До сих пор мне нравится сидеть у иллюминатора и смотреть, как самолёт отрывается от земли.
На Ил 14 это было просто великолепно! Это был НАСТОЯЩИЙ полёт!
В плохую погоду Ил 14 - е не летали и видимо по - этому в памяти остались яркое солнце, мерный гул двигателей и деревья – сначала проносящиеся мимо, а потом становящиеся всё меньше и меньше, пока, наконец не сольются в бархатистый зелёный ковёр. Голубые, сверкающие на отмелях яркими бликами солнца, извилистые сибирские речушки, озёра – большие и маленькие, отражающие в себе синее небо, придавали необходимое великолепие таёжному пейзажу, проплывающему под крыльями самолёта, летящего на высоте полутора тысяч метров. И конечно же – Великая Сибирская река с нежным именем Лена, такая широкая, что даже наш Ил 14, летел через неё несколько минут. Я всегда ждал подлёта к Киренску, что - бы посмотреть сверху на баржи с песком, или щебнем, а иногда даже настоящие танкеры с нефтью, идущие вниз и вверх по реке. С высоты они казались совсем игрушечными, и весь мир, раскрашенный в ярко – зелёный и голубой цвет, казался таким простым и красивым. Потом посадка на грунтовую полосу Киренского аэродрома, и ожидание, порой даже по несколько дней, «кукурузника» до Преображенки. У аэропорта была своя гостиница для транзитных пассажиров, но это уже совсем другая история.
В строю осталось только несколько летающих Ил 14, причем, большая часть - «за бугром». Их отношение к старой технике, почему - то трепетней, чем у нас. Я, с замиранием сердца, следил по интернету, как группа энтузиастов приводила в лётное состояние две заброшенные машины. Одну в Тушино, другую- в Мячково. Эти, знаменитые когда – то аэродромы закрыли и Ил 14 – е медленно умирали на заброшенных стоянках. Лётчики, механики и просто неравнодушные люди, собирались по выходным и перебирали двигатели, перетягивали перкалью управляющие поверхности, мыли и чистили самолёты. Честь им и хвала!
Оба борта: «Пингвин» и «Голубая мечта» самостоятельно улетели со своих «вечных стоянок» и сейчас живут в Тверской области. Ещё один летающий Ил 14 – «Советский Союз», базируется под Питером.
Не знаю, поднимаются ли они сейчас в воздух, поскольку наши бюрократические правила не позволяют этого делать, но участие Ил 14 в любом авиашоу, было бы настоящим украшением оного.
***
* ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ *