Ввиду плохого состояния двигателя вместо ходовых испытаний работа специалистов НИИБТ Полигона была переориентирована на составление технического описания трофейного японского танка. Началось оно в январе 1940 года и закончилось в марте. Подготовленный по итогам документ представляет большой интерес, поскольку ни одного «Ха-Го» раннего выпуска, а уж тем более с «маньчжурской» подвеской, до наших дней не сохранилось.
Надо сказать, что «Ха-Го» был довольно интересным по конструкции танком. Несмотря на то что японская танковая промышленность всю Вторую мировую войну находилась в положении отстающего, эту машину примитивной назвать нельзя. Всё вооружение танка было оснащено оптическими прицелами, что в то время практиковалось далеко не во всех танкостроительных державах. Вопреки расхожему мнению, не были примитивными и японские приборы наблюдения. Хотя снаружи они выглядят как обычные смотровые щели, изнутри часть из них прикрывалась стеклоблоками. Такое решение в то время применялось далеко не на всех танках.
Отдельно стоит остановиться на эргономике. Маленький снаружи, внутри «Ха-Го» оказался неожиданно просторным. Особенно это касается места командира танка, который одновременно выполнял функцию наводчика и заряжающего. Боеукладки размещались таким образом, что ими было очень удобно пользоваться. С места механика-водителя обеспечивалась вполне удовлетворительная обзорность. Изнутри танк обшивался асбестом, причём не только в отделении управления, но и в моторном отделении.
Испытателей НИИБТ Полигона, впрочем, в первую очередь интересовало не удобство работы членов экипажа, а конструктивные особенности японского танка. По их мнению, компоновочно корпус «Ха-Го» во много пересекался с Т-26, что в целом верно. Правда, тут скорее следовало говорить не о Т-26, а о его прародителе — Vickers Mk. E. Что же касается формы корпуса, то она, по мнению советских специалистов, чем-то напоминала Т-18. Особенно это касалось бортов. Кормовая часть корпуса, в свою очередь, «больше приближается к танкам Рено второго выпуска».
Толщина брони оказалась на уровне кавалерийского танка Тип 92 (в отчёте упоминается как Тип 94). Более того, в некоторых местах её сделали тоньше, чем у предшественника, компенсировав это рациональными углами наклона. Бронирование оказалось рассчитано на защиту от пуль винтовочного калибра. Для середины 30-х годов это было вполне нормально, но на дворе стоял уже март 1940 года. В СССР на вооружение приняты Т-34 и КВ, вовсю идёт разработка танка, который должен заменить Т-26. Да и Зимняя война наглядно показала, что противопульной брони для танков уже недостаточно. Неудивительно, что уровень броневой защиты японского танка испытателей разочаровал.
Некоторый интерес вызвала ходовая часть. По сравнению с кавалерийским танком Тип 92 она имела совершенно другую конструкцию. Использовавшаяся ходовая часть с подвеской Хара была намного прогрессивнее подвески «по типу трактора Клетрак», которая применялась на предшественнике. По мнению специалистов полигона, переход от металлических катков малого диаметра на обрезиненные катки большого диаметра был связан со стремлением уменьшить шум, а также объяснялся влиянием европейской школы танкостроения. Справедливости ради следует отметить, что Томио Хара разработал ходовую часть самостоятельно, и она не была похожа ни на один из зарубежных образцов.
По силовой установке был подготовлен отдельный отчёт. Надо сказать, что конструкция японского дизеля оказалась крайне оригинальной. Блок двигателя не отливался, а сваривался. Кроме того, мотор был двухтактным, с воздушным охлаждением. «Ха-Го» стал первым японским серийным танком с двухтактным дизельным двигателем. Достаточно крупная силовая установка обеспечивала танку высокую удельную мощность (почти 18 л. с. на тонну). Решение установить такой большой и мощный двигатель на лёгкий танк было продиктовано тем, что изначально танк разрабатывался для кавалерии.
Башню признали по форме аналогичной башне советского танка Т-18, хотя в реальности она была полностью оригинальной. Довольно странными оказались выводы по основному вооружению. Указывалось, что в танке стоит 37-мм пушка «Гочкис», хотя 37-мм пушка Тип 94 к французской разработке не имела практически никакого отношения. В качестве одной из особенностей установки орудия отмечался тот факт, что механизма вертикальной наводки она не имела. Впрочем, с учётом того, как производилась наводка, он был и не нужен. Дело в том, что пушка наводилась при помощи плечевого упора, и ввиду хорошей уравновешенности системы её наводка не представляла никаких проблем. К тому же, имелась возможность наведения орудия по горизонтали на несколько градусов без поворота башни. Эта особенность позже перекочевала и на другие японские танки.
По итогам в конструкции танка специалисты НИИБТ Полигона нашли интересными всего три агрегата. Во-первых, поворотный механизм башни вполне подходил для использования в лёгких танках и бронемашинах. Во-вторых, интерес вызывал шарнирный сепаратор шариков погона башни. В-третьих, необычной идеей оказалась потайная кнопка связи с экипажем, замаскированная под заклёпку и расположенная на кормовом листе корпуса. Позже было проведено изучение опорных катков, по их итогам было предложено изготовить бандажи по «японскому» составу.
Безусловно, сравнение с Т-18 выглядит, по меньшей мере, некорректным. «Ха-Го» был на порядок более передовой конструкцией, чем советский первенец, обладавший массой недостатков, некоторые из которых оказались неустранимыми. Тем не менее, трудно не согласиться с тем, что по уровню броневой защиты японский танк находился к тому моменту в категории безнадёжно устаревших. Даже крупнокалиберный пулемёт был для него смертельно опасным противником. Более того, в упор «Ха-Го» пробивался даже винтовочной пулей, что было зафиксировано в ходе боёв на Шумшу в августе 1945 года.
Источник: http://yuripasholok.livejournal.com