Найти тему
Level One

Откуда в литературе взялись драконы, единороги, василиски и горгульи

Оглавление

Драконы, единороги, гаргульи и прочие фантастические существа встречаются не только в сказках и фэнтези — волшебству найдется место в любых жанрах.

Иллюстрация из «Физиолога» — одного из первых бестиариев
Иллюстрация из «Физиолога» — одного из первых бестиариев

Средневековые бестиарии

В современных европейских культурах все самое странное и волшебное пришло из «темного» Средневековья. Книжники того времени собирали тома бестиариев, «зверинцев», где описывали всю фауну, которая на их взгляд могла представлять хоть какой-то интерес.

Источник всех средневековых бестиариев — греческая книга «Физиолог», появившаяся во 2 или 3 веке в Александрии. «Физиолог» описывал всю природу — животные, растения, минералы. Но эту книгу нельзя считать научной, потому что авторов не интересовало, насколько реальны или правдоподобны их сведения, смысл книги был в аллегорическом толковании каждого объекта. Именно бестиарии научили нас, что единорога может приручить девственница, а феникс сгорает и воскресает.

Запись в бестиарии выглядит примерно так:

О дятле. Дятел — пестрая птица, живет она в горах, садится на кедры и стучит своим клювом. А где найдет мягкое дерево, там делает себе гнездо. Так и дьявол борется с людьми. И когда в ком-то найдет слабость и пренебрежение к молитвам, то войдет в него и угнездится. Если же в другом найдет крепость, то бежит от него
Вот так выглядел «Бестиарий любви»
Вот так выглядел «Бестиарий любви»

Не все бестиарии были написаны религиозно-назидательными. В 13 веке французский философ и поэт Ришар де Фурниваль написал «Бестиарий любви». Удивительные свойства животных у него иллюстрируют отношения влюбленных.

В художественной литературе можно найти целые «зверинцы» — хотя намного реже, чем отсылки к отдельным существам.

Бестиарий 20 века

Прекрасный пример модернистского бестиария — цикл французского поэта Гийома Аполлинера «Бестиарий, или кортеж Орфея» . Он был задуман, как имитация народного лубочного искусства. Орфей — любимый образ идеального поэта в литературе 20 века. Согласно мифам, он понимал язык птиц и зверей и мог повелевать ими.

У Аполлинера Орфей собирает в своей свите обитателей суши, воздуха, воды и о каждом произносит небольшое стихотворение. Орфей назначает животным и новые, индивидуальные смыслы — в основном, связанные с творчеством, словами, поэзией.

Цербер — иллюстрация к «Книге вымышленных существ»
Цербер — иллюстрация к «Книге вымышленных существ»

Постмодернистский бестиарий

В 1954 году вышла «Книга вымышленных существ» Хорхе Луиса Борхеса.

Книга построена как словарь, но существам не дается точное научное описание — статьи словаря имитируют первые части записей бестиария: рассказ об облике и поведении. Моралистический вывод Борхес убирает. Вместо этого он много рассказывает о том, в каких книгах встречаются удивительные создания.

Борхес, конечно, не писал научное исследование по этнографии, фольклору или сравнительной мифологии. Доверять книге как справочнику не стоит, бестиарий чисто игровой. Он показывает, как коллективное воображение всего мира во все эпохи может сотворить легенду из чего угодно.

Теперь вы знаете, откуда появились те волшебные существа, о которых мы читаем книги и смотри фильмы. Открыть для себя еще больше интересных фактов из  мира литературы вы можете, присоединившись к Книжной песочнице от Level One.