Найти тему
МИР (Море История Россия)

ОГПУ/НКВД против Крыма. С чего все началось.

Особенности национальной внутренней политики на заре советской власти

Опять оговорюсь: я горжусь историей нашей страны, но отдельные современные проблемы, своими корнями уходят в тот период, когда наша страна еще только возрождалась после Гражданской войны. Именно в этот период были допущены отдельные ошибки в национальной политике. О чем идет речь?

В рассказе о репрессиях в Крыму, мы когда-то косвенно зацепили доклад наркома внутренних дел Тите Лордкипанидзе. Еще до начала массовых операций, официальный старт которым был дан постановлением Политбюро ЦК ВКП (б) от 2 июля 1937 г. «Об антисоветских элементах», 20 мая 1937 г., выступая на XVIII Крымской областной партийной конференции, тогдашний нарком внутренних дел Крымской АССР Тите Лордкипанидзе доложил, что крымскими чекистами:

«1. Арестовано по делам о политических преступлениях по Kpыму выше 3000 человек (60% из них арестовано по серьезным групповым делам).

2. Раскрыто и ликвидировано 25 шпионских, диверсионных и террористических организаций (в том числе, троцкистских) с общим числом обвиняемых в них — свыше 500 человек.

3. Раскрыто и ликвидировано до 350 контрреволюционных групп с общим количеством участников до 1900 человек (50% из них раскрыто то в городе, 50% в деревне).

4. Арестовано по троцкистским делам — 557 человек.

5. Арестовано по делам о татарской национальности около 300 человек.

6. Арестовано политических преступников, прикрывавшихся партийными билетами- 366 человек.

7. Вскрыто, за последние 3-4 месяца, свыше 20 немецких фашистских организаций, общей численностью до 300 человек» [1]

В докладе прозвучало, что 300 человек репрессированы по «татарскому» вопросу. Но в данном контексте, как выяснилось, речь идет в не совсем о национальных проблемах, а, скорее партийных. В НКВД Крыма, вдруг вспомнили старую историю…

Еще в ноябре 1923 г. появился проект, автором которого являлся руководитель еврейской секции РКП(б) А. Брагин, предложивший образовать автономную область евреев на территории Северного Крыма, южной степной полосы Украины и Черноморского побережья вплоть до границ Абхазии.

Как отмечало Еврейское телеграфное агентство (ЕТА) 20 февраля 1924 г., этот проект одобрили советские руководители: члены Политбюро ЦК РКП(б) Л.Д. Троцкий, Л.Б. Каменев, кандидат в члены Политбюро Н.И. Бухарин и Председатель Госплана СССР А.Д. Цурюпа. Однако против него выступил, ставший в июле 1923 г. наркомом земледелия, Александр Петрович Смирнов, усмотревший в таком решении вопроса угрозу обострения межнациональных отношений в регионе предполагаемого расселения. Как показало дальнейшее развитее событий, он оказался абсолютно прав. Но его не послушали, а зря… кто знает, как бы развернулись события, если бы… Впрочем история не терпит сослагательного наклонения. Решение было принято.

Президиум ЦИК СССР на своем заседании 29 августа 1924 г. постановил образовать Комитет по земельному устройству еврейских трудящихся, и Общественный комитет по земельному устройству еврейских трудящихся. КомЗЕТ возглавил П.Г. Смидович, ОЗЕТ возглавил Юрий Ларин (он же Лурье). Обоснование переселения еврейских семей КомЗЕТом объяснялось так: "По социальному составу насчитывается евреев членов профсоюзов, включая и безработных, триста тысяч ... а вместе с членами семей 850.000 чел., и около 130.000 душ земледельцев. Остальная часть в 1.750.000 чел. падает на кустарей, мелких торговцев и лиц без определенных занятий... Совершенно ясно, что такая экономическая структура еврейского населения совершенно неприспособленна к Советскому строю, с его курсом на госторговлю, кооперацию и концентрацию промышленности и что если не будет принято экстренных мер по переводу еврейского населения на производственный труд, то значительная часть его будет поставлена перед перспективой вымирания и вырождения".

Основной базой переселения КомЗЕТом была определена Крымская АССР. В соответствии с решением ЦК ВКП(б) от 26 июля 1928 г. Крымская АССР наряду с Еврейской автономной республикой (столица Биробиджан), являлась основной базой еврейского переселения.

В 1926г. в СССР приезжал руководитель еврейской благотворительной организации "Джойнт" Джеймс Н. Розенберг, в результате встреч с руководителями страны была достигнута договоренность о финансировании Д. Розенбергом мероприятий по переселению евреев Украины и Белоруссии в Крымскую АССР. Помощь оказывали также Французское еврейское общество, Американское общество помощи еврейской колонизации в Советской России и др. 31 января 1927 г. заключен новый договор с "Агро-Джойнтом". По нему организация выделяла 20 млн. руб. на организацию переселения, советское правительство выделяло для этих целей 5 млн. руб. На новой территории планировали создать еврейские коммуны, т.н. кибуцы (прообраз современных кибуц Израиля). Под программу переселения были выделены земли. Всего к октябрю-ноябрю 1928г. в Крыму выделено 131 901гектар(!) плодородной земли. Именно земля стала началом конфликта.

Все дело в том, что для того, чтобы «освободить» эту землю, часть «землевладельцев» пришлось «репрессировать». Из республиканского земельного фонда было выделено порядка 100 тыс. га, а остальное было получено в результате «изъятия» земли у местного населения. Списки репрессированных есть даже в сети. Анализ показывает, что большую часть тех, кто попал по «санкции» в 1929-32 годах, составляли … крестьяне. Некоторые из них, действительно были «кулаками». Естественно, это явление вызвало противодействие на местах. Организовались даже банды, которые расстреливали членов «комитетов бедноты», руками которых и проводилось это изъятие.

Фрагмент допроса в котором немного описывается типовая ситуация  в Ак-Мечетском районе Крыма
Фрагмент допроса в котором немного описывается типовая ситуация в Ак-Мечетском районе Крыма
-2

В основном, изъятие земли проводилось под эгидой раскулачивания. Однако земли изымались сплошными массивами. Часто жертвами этих махинаций с землей становились и мелкие землевладельцы.

Несмотря на благие цели, и выделенные средства ничего хорошего из этой идеи не вышло. Затея принесла в Крым беду, т.к. пострадали и русские, и татары, которых сгоняли с земель, и… сами переселенцы-евреи.

В Крыму, вопреки распространенному мнению жить очень непросто, да, и поехали в Крым, из «черты оседлости» совсем не земледельцы. Человек, живущий на земле, крайне неохотно снимается с места. Рассмотрим социальный состав переселенцев: торговцы - 50%, ремесленники - 20%, рабочие - 10%, неопределенных занятий - 15%, интеллигенция - 5%. Т.е. земледельцев среди переселенцев, практически не наблюдается. В лучшем случае, это ремесленники. Торговец пахать землю не будет.

Есть еще один аспект этих событий. Стоит обратить внимание на время переселения: 1929-31 годы. На Украине голод (да, да тот самый Голодомор, который так рьяно подняла на щит Украина). И тем не менее, переселенцам были выделены и подъемные, и земля, и саженцы, и зерно для посевов. Правда, с жильем было совсем трудно. Обживаться на новом месте всегда тяжело. Сохранились воспоминания переселенцев:

"Прибыв в Крым ... мои средствы так исчезли, что я кое как жил сам занимался мелким торговлем по деревням. После засева вернулся да дому собрал свои монатки и приехал с семьей который состоит из 5 душ 2 мужчин и 3 женщин все взрослые. После вся наша страдание из 15-го февраля 1927 г. до жнивы (т.е. до 1 августа) которые самая первая блюда хлеб с водой...".

Из письма другого переселенца Владимира Исаковича Гринбанда:

"Уже четыре месяца семья на участке буквально голодает, я ежедневно с ломом в руках рыл камни и на своих плечах с семейством переносил на усадьбу, работал впроголодь (другие переселенцы) между собой неуладили, погрызлись и разбежались".

Но, есть и другая сторона медали:

“Прибывшие на землю поселенцы, вместо пашни занялись спекуляцией, продав зерно, и саженцы, выделенные для посадки, и вместо земледелия занимаются гешефтом (торговлей). От меня все время требуют денег, которые выделены для обустройства и покупки техники, они уже все истрачены….” “Из прибывших, никто к земле не приспособлен, и трудиться на земле неспособен. Бегут с земли в города.”

И естественно, что к 1933 г. из переселенцев 1924 г. по колхозам Фрайдорфской МТС осталось всего 20-25 %, а по Лариндорфскому МТС всего 11 %. По отдельным колхозам текучесть доходила до 60 - 70 %. По колхозам Смидовической МТС из 265 переселенцев вербовки 1932 г. убыло 190 человек. В колхоз им. Калинина прибыло 32 - убыло 25; в колхоз "Ротштерн" - прибыло 24, убыло 15 и т.д. Ситуация во Фрайдорфском районе: на участке № 21 из прибывших 43 семей уехали 28, участке № 62 из 36 семей уехали 15, участок № 22 из 36 семей уехали 30.

Но это было не главное. В Крыму в 1929-32г.начал разгораться межнациональный конфликт. У руководства Крымской АССР были совсем другие планы. Решением ЦИК КрАССР был взят курс на создание чисто татарской автономии на полуострове. На Первом Всекрымском съезде было решено начать работу по проведению переселения в Крым татар-эмигрантов и их потомков, проживавших в Румынии Болгарии и Турции. Земли для выделения переселенцам приглаядели в том же районе. Москва была категорически против. У местных партийцев было свое мнение, у «центра» свое.

Конфликт между местными учреждениями и Москвой разрастался. Разрастался он и на местах. Одним из главных противников массового переселения евреев в Крым стал Председатель Крымского Центрального Исполнительного Комитета Вели Ибраимов. За что и поплатился. Он и еще 14 человек были арестованы в Москве по достаточно спорным обвинениям.

В феврале 1931 г. председатель ЦИК Крымской АССР Мемет Исмаил Кубаев на партконференции Джанкойского района заявил, что “…Москва проводит политику великодержавного шовинизма, разоряет трудовые массы Крыма и, прежде всего, татар…”. На бюро ОК это выступление расценено как "контрреволюционное". Кубаев был немедленно снят с поста председателя ЦИКа. И, именно тогда возник «татарский вопрос» в партии.

ОГПУ, а, затем, НКВД начали усиленно искоренять «крамолу», а, заодно и местную интеллигенцию, но на местах уже тоже было неспокойно. Вооруженные драки между поселенцами и местным населением возникли в деревне Айбары, на ст. Курман-Кемельчи, во Фрайдорфе, Люстдорфе и ряде других населенных пунктов.

Тезис о злых татарах, которые почему-то перешли на сторону немцев, родившийся еще при советской власти, является мифом. Как это ни парадоксально звучит, Советская власть, из-за своей слабости в начале 30-х годов, и некомпетентности своих деятелей, нажила себе много врагов. К концу 30-х конфликт удалось загладить, но изжить его полностью не удалось. Несмотря на то, что эти явления были нивелированы тем, что до войны Крым являлся регионом с достаточно благополучной экономической ситуацией, и уровнем жизни населения, по отношению к другим регионам, что сгладило некоторые социальные сложности. Однако, при этом появился новый фактор, повлиявший на дальнейшее развитие событий.

Все дело в том, что мудрейший «отец всех народов», видимо, недостаточно тщательно подбирал свою «команду» (или были другие факторы), и Гершеля , простите Генриха Ягоду сменил Николай Ежов. И, вот тогда родилась идея о «второй волне контрреволюции». Начались репрессии 1937-38 года, которые отнюдь не добавили стабильности в социальной и национальной политике.

[1] Брошеван В.М. Симферополь: белые и темные страницы истории (1918-1945 гг.). Историко-документальный хронологический справочник. — Симферополь: ЧП ГУК, 2009. — С.167