Найти тему
Cinema Vibe

“Ночь охотника”: великий фильм, похоронивший режиссерскую карьеру Чарльза Лоутона

Кадр из фильма “Ночь охотника”
Кадр из фильма “Ночь охотника”

Ближе к середине 50-х годов прошлого века выдающийся актер и обладатель “Оскара” Чарльз Лоутон решил впервые попробовать себя в качестве режиссера.

К тому моменту казалось, что Чарльз добился в актерской карьере буквально всего: будучи первым представителем Англии, получившим “Оскар”, он завоевал всеобщее признание критиков не только в кино, но и своей блистательной игрой в театральных постановках.

Кадр из фильма “Ночь охотника”
Кадр из фильма “Ночь охотника”

Однако его первая работа “Ночь охотника” буквально поставила крест на дальнейшей карьере Лоутона в качестве режиссера. Но почему же все сложилось именно так?

“Ночь охотника” с самого зарождения своей идеи была достаточно скандальным проектом. Конечно, картина была основана на романе Дэвиса Грабба, который, в свою очередь, был основан на реально существующем хладнокровном убийце, оборвавшем жизни пятерых человек.

Кадр из фильма “Ночь охотника”
Кадр из фильма “Ночь охотника”

Тем не менее, проблемы фильма начались еще с момента написания сценария - всему виной личность главного злодея.

Спустя многие годы после выхода картины Гарри Пауэлл - один из самых харизматичных и запоминающихся злодеев в истории кино. Эксцентричный маньяк, возомнивший себя проповедником и ради наживы убивающий вдов и их детей - невероятный по своей мощи актерский перфоманс Роберта Митчема.

Кадр из фильма “Ночь охотника”
Кадр из фильма “Ночь охотника”

Однако религиозная общественность в те годы подобного героя не оценила - даже после полного согласования сценария несколько протестантских групп пытались запретить производство фильма.

Помимо достаточно жуткой истории и провокационного характера главного злодея фильм сам по себе получился очень неординарным для тех лет. Лоутон пошел на серьезный риск, и, в то время как большинство режиссеров стремились сделать свои фильмы технически совершенными, он, наоборот, смотрел в сторону немого кино.

Кадр из фильма “Ночь охотника”
Кадр из фильма “Ночь охотника”

Из него режиссер почерпнул множество идей, которые впоследствии стали важнейшими художественными особенностями его работы.

Боссы студии буквально умоляли Лоутона снимать фильм в цвете, однако Чарльз и продюсер картины Пол Грегори были непреклонны - они видели эту работу исключительно черно-белой, с очень своеобразным освещением, причудливой игрой теней и неожиданными ракурсами съемки.

Кадр из фильма “Ночь охотника”
Кадр из фильма “Ночь охотника”

Еще одна потрясающая находка Лоутона - то, как меняется настроение и декорации в зависимости от персонажа, на котором фокусируется история в данный момент.

Таким образом, когда сюжет фокусируется на скрывающихся от убийцы детях, атмосфера в локациях становится более сказочной, а декорации - абстрактными и минималистичными.

Кадр из фильма “Ночь охотника”
Кадр из фильма “Ночь охотника”

Именно так режиссер отразил мир глазами детей - их внимание выхватывает лишь определенные детали окружения - отсюда в кадре сюрреалистичного вида дома и яркие неоновые вывески, не прикрепленные к конкретному магазину.

Масштабная рекламная кампания не принесла создателям почти никаких результатов - студия так и не разобралась, к какому именно жанру относится картина и как ее правильно продвигать.

Кадр из фильма “Ночь охотника”
Кадр из фильма “Ночь охотника”

Публика и кинокритики встретили фильм очень прохладно, к тому же у создателей по-прежнему были проблемы с влиятельными религиозными организациями. Они сочли картину нежелательной к просмотру из-за унижения института брака, а в Мемфисе ее показ и вовсе был запрещен.

Финансовый провал картины окончательно “добил” Лоутона - он воспринял все эти неудачи очень лично и с тех пор в режиссерское кресло больше не садился.

Кадр из фильма “Ночь охотника”
Кадр из фильма “Ночь охотника”

К сожалению, великий актер и режиссер не дожил до всеобщего признания своей первой и единственной работы. Буквально через 10 лет после его смерти, в 70-е годы новое поколение кинокритиков начнет посвящать его картине множество статей.

Сейчас “Ночь охотника” считается одним из величайших фильмов всех времен по версии большинства организаций, связанных с кино, а в 1992 году Библиотекой конгресса США картина была включена в Национальный реестр фильмов.

Кадр из фильма “Ночь охотника”
Кадр из фильма “Ночь охотника”

Очень жаль, что всеобщее признание пришло к этой работе так поздно и не позволило Чарльзу Лоутону сотворить хотя бы еще одну картину. Тем не менее, своей цели Лоутон добился - буквально с первой попытки великий актер создал шедевр, повлиявший на целое поколение значимых режиссеров - от Райнера Вернера Фассбиндера и до братьев Коэн.