Ближе к середине 50-х годов прошлого века выдающийся актер и обладатель “Оскара” Чарльз Лоутон решил впервые попробовать себя в качестве режиссера.
К тому моменту казалось, что Чарльз добился в актерской карьере буквально всего: будучи первым представителем Англии, получившим “Оскар”, он завоевал всеобщее признание критиков не только в кино, но и своей блистательной игрой в театральных постановках.
Однако его первая работа “Ночь охотника” буквально поставила крест на дальнейшей карьере Лоутона в качестве режиссера. Но почему же все сложилось именно так?
“Ночь охотника” с самого зарождения своей идеи была достаточно скандальным проектом. Конечно, картина была основана на романе Дэвиса Грабба, который, в свою очередь, был основан на реально существующем хладнокровном убийце, оборвавшем жизни пятерых человек.
Тем не менее, проблемы фильма начались еще с момента написания сценария - всему виной личность главного злодея.
Спустя многие годы после выхода картины Гарри Пауэлл - один из самых харизматичных и запоминающихся злодеев в истории кино. Эксцентричный маньяк, возомнивший себя проповедником и ради наживы убивающий вдов и их детей - невероятный по своей мощи актерский перфоманс Роберта Митчема.
Однако религиозная общественность в те годы подобного героя не оценила - даже после полного согласования сценария несколько протестантских групп пытались запретить производство фильма.
Помимо достаточно жуткой истории и провокационного характера главного злодея фильм сам по себе получился очень неординарным для тех лет. Лоутон пошел на серьезный риск, и, в то время как большинство режиссеров стремились сделать свои фильмы технически совершенными, он, наоборот, смотрел в сторону немого кино.
Из него режиссер почерпнул множество идей, которые впоследствии стали важнейшими художественными особенностями его работы.
Боссы студии буквально умоляли Лоутона снимать фильм в цвете, однако Чарльз и продюсер картины Пол Грегори были непреклонны - они видели эту работу исключительно черно-белой, с очень своеобразным освещением, причудливой игрой теней и неожиданными ракурсами съемки.
Еще одна потрясающая находка Лоутона - то, как меняется настроение и декорации в зависимости от персонажа, на котором фокусируется история в данный момент.
Таким образом, когда сюжет фокусируется на скрывающихся от убийцы детях, атмосфера в локациях становится более сказочной, а декорации - абстрактными и минималистичными.
Именно так режиссер отразил мир глазами детей - их внимание выхватывает лишь определенные детали окружения - отсюда в кадре сюрреалистичного вида дома и яркие неоновые вывески, не прикрепленные к конкретному магазину.
Масштабная рекламная кампания не принесла создателям почти никаких результатов - студия так и не разобралась, к какому именно жанру относится картина и как ее правильно продвигать.
Публика и кинокритики встретили фильм очень прохладно, к тому же у создателей по-прежнему были проблемы с влиятельными религиозными организациями. Они сочли картину нежелательной к просмотру из-за унижения института брака, а в Мемфисе ее показ и вовсе был запрещен.
Финансовый провал картины окончательно “добил” Лоутона - он воспринял все эти неудачи очень лично и с тех пор в режиссерское кресло больше не садился.
К сожалению, великий актер и режиссер не дожил до всеобщего признания своей первой и единственной работы. Буквально через 10 лет после его смерти, в 70-е годы новое поколение кинокритиков начнет посвящать его картине множество статей.
Сейчас “Ночь охотника” считается одним из величайших фильмов всех времен по версии большинства организаций, связанных с кино, а в 1992 году Библиотекой конгресса США картина была включена в Национальный реестр фильмов.
Очень жаль, что всеобщее признание пришло к этой работе так поздно и не позволило Чарльзу Лоутону сотворить хотя бы еще одну картину. Тем не менее, своей цели Лоутон добился - буквально с первой попытки великий актер создал шедевр, повлиявший на целое поколение значимых режиссеров - от Райнера Вернера Фассбиндера и до братьев Коэн.