Первопроходец в полном смысле слова — Девика Рани прошла путь, который удалось пройти немногим женщинам в индийском кино. Актриса и продюсер, ставшая одной из основателей Bombay Talkies (первой независимой киностудии Индии) в 1934 году.
Она играла эти роли в то время, когда сама концепция работающих женщин в обществе не приветствовалась.
Рани родилась 30 марта 1908 года и выросла в достатке. Ее отец, Манматанатх Чаудхури, был хирургом при правительстве Мадраса, а знаменитый Рабиндранат Тагор был ее дедушкой.
Девика училась в частной школе в Лондоне, где получила диплом Королевской академии драматических искусств, чтобы осуществить свою мечту стать актрисой.
Помимо актерского мастерства, она также изучала текстильный дизайн, декор и архитектуру.
Рай был на 16 лет старше Рани, но этот факт мало волновал девушку и спустя несколько недель пара поженилась.
Вскоре они перебрались в Берлин, где работали на студии UFA, некогда легендарной немецкой кинокомпании, где Девика проходила обучение по нескольким аспектам кинопроизводства у различных знаменитостей, таких как режиссер Георг Вильгельм Пабст и Эрих Поммер.
В 1933 году Девика Рани дебютировала на экране вместе с мужем в его двуязычном фильме «Карма».
А еще фильм запомнился своей почти четырехминутной сценой поцелуя между Девикой и Химаншу, которая, к сожалению, не понравилась индийской публике, когда в следующем году состоялась премьера в Индии.
Однако это не помешало супругам открыть в Мумбаи свою киностудию «Bombay Talkies» на участке площадью 18 акров. Совладельцем также выступил бенгальский режиссер Ниранджан Пал.
Студия выпустила свой первый фильм «Jawani Ki Hawa» в 1935 году. Главные роли в нем исполнили Девика Рани и Наджмул Хуссейн.
Во время съемок следующего фильма студии отношения между Раем и Рани испортились и последняя сбежала с Хуссейном.
Ситуацию «вырулил» звукорежиссер С. Мукхерджи. Он помог супругам заключить перемирие, согласно которому, помимо прочего, Хуссейна уволили из студии, а Девике отошло право единолично контролировать свои финансы.
Зятя Мукерджи, легендарного Ашока Кумара, который в то время был лаборантом, взяли на замену Наджмула Хуссейна и он отыграл с Девикой почти в 10 проектах, каждый из которых мог похвастаться сильной женской ролью и большой долей социального реализма.
Репутация «Bombay Talkies» как ведущей киностудии Индии во многом объяснялась харизматичной игрой Девики Рани и ее способностью предлагать эти фильмы финансистам.
В 1940 году на почве нервного срыва умер ее муж Химаншу Рай и впоследствии совет директоров выбрал Девику главой студии.
В последующие пять лет студия выпустила такие хиты, как «Новый мир / Naya Sansar» (1941) и «Судьба / Kismet» (1943) — один из первых блокбастеров индийского кино, который три года подряд шел в кинотеатрах Калькутты.
Несмотря на ее успех, в киноиндустрии по-прежнему доминировали мужчины.
В 1943 году С. Мукерджи возглавил массовый отток талантов из «Bombay Talkies», среди которых был и Ашок Кумар.
После серии фильмов, которые не принесли успеха, Девика Рани вместо того, чтобы переживать или побороться за студию, смирилась и вообще ушла из бизнеса. После ее ухода «Bombay Talkies» так и не оправилась.
Позже Девика Рани вышла замуж за русского художника Святослава Рериха, сына легендарного русского художника Николая Рериха, и переехала в поместье в долине Кулу, штат Химачал-Прадеш. Они прожили вместе почти полвека.
- Более подробно об их истории любви читайте в статье: История любви индийской актрисы Девики Рани и русского художника Святослава Рериха: роман на всю жизнь
Девика Рани скончалась 9 марта 1994 года в Бангалоре. Наследие, которое она после себя оставила, по истине бесценно.
Мила - Bollywoodtime
Лучшей вашей благодарностью за мою работу станет лайк и подписка на мой канал ♥