Найти тему
Academia-nadezhda

Что Европа хочет от России? Мы для них "другие" или ... ?

Таблица  Academia-nadezhda
Таблица Academia-nadezhda

В статье на Яндекс Дзен было опубликовано интересное размышление о том, почему нас не принимает Европа? В чем мы другие? Собственно почему нас не понимают и не принимают на Западе?

На взгляд автора причин расхождения множество. Но в этой статье обратим внимание на базовые категории.

В философии есть понятие "другой", это понятие наполнено позитивным отношением к этим другим, которых можно понять и принят. М. Бахтин писал, что "Я сегодняшний должен быть другим для себя вчерашнего" - в этом заключено развитие, движение. "Я должен не совпадать с собой вчерашним - изменятся, двигаться вперед. Он утверждал: "человек существует на «грани» в своем обращении к другому, в видении себя глазами другого, в слышании – ушами другого в культурном общении". Смотримся в другого как в зеркало (автор раскрывает это более подробно в: Н. Бурыкина. "Переходная эпоха в историческом процессе". С. 154).

Но европейцы к нам относятся как к "чужим". Чужого понять нельзя. У великого английского писателя Уильяма Голдинга есть прекрасное произведение "Наследники", где он раскрывает на примерах отношение к "Чужим"

Таблица автора. У. Голдинг
Таблица автора. У. Голдинг

У. Голдинг описывает историческое прошлое формирования человечества, время, в котором одновременно на земле живут неандертальцы и homo sapiens. Неандертальцы (они умирают, уходят, их историческое время заканчивается) Лок и Фа ведут мирный, наивный и по-своему понятный им образ жизни, разрушаемый homo sapiens — относительно высокоразвитыми пришельцами, носителями огня и более совершенных орудий, но вместе с тем — и античеловеческого, дикого начала. Они не понимают добрых, но странных слабых, уходящих неандертальцев и поэтому просто их убивают. Они воспринимают их как "ЧУЖИХ". Именно так в философии и классической литературе показано отношение к другим как к чужим. Затачивая нож на безобидного, но непонятного, и оттого опасного, неандертальца, хомо сапиенс у Голдинга задумывается над целью создания оружия против "Чужого".

В чем мы, россияне, "другие" для европейцев? Почему они перевели нас в категорию "Чужих"? В понимании каких вопросов мы расходимся с европейской цивилизацией?

Во-первых:

«Корни сложившегося положения вещей надо искать у самых истоков европейского научного дискурса, в метафизике Аристотеля. Создав предпосылки и заложив основы всего европейского способа мышления, жизненно важного для понимания смысла жизни человека, эта метафизика в то же время нанесла своего рода первичную травму антропологии: она совершила расчленение Человека» [4]. Аристотель определил человека как "животное политическое" . Это означает, что в человеке главное тело, материальное. Для православных главное в человеке духовное.

Во-вторых:

Существенную роль при этом веками играет католицизм , который, по сути, воспринимает православие обостренно и не как другую ветвь христианства.

Для россиян духовное важнее материального и проявляется это в разных аспектах. Это отношение к человеку и стране начало проявляться еще в XIV веке, когда под влиянием идей Сергия Радонежского и победы русского народа в Куликовской битве, россияне стали называть свою страну "Святая Русь"

Христианское понимание мира исходит из троичности этого мира. Троица есть земная - Святое семейство, и Троица небесная. Носители этого понимания европейские художники изображали земную Троицу, а русские иконописцы - небесную.

Таблица автора
Таблица автора

Православная модель человека высказана доктором философских наук С.Е. Ячиным в формуле: «быть человеком – это значить мыслить, верить, чувствовать и решать» [3]. Каждое из этих свойств необходимо человеку как способ ориентации в Мире, как способы выхода человека в Мир и утверждение Мира человеком, что и показано в иконе Андрея Рублёва "Троица".

В-третьих:

Отношение к жизни как разделенному на материальный мир и духовный проявляется в экономической сфере жизни особенно ярко. На Руси не сформировался институт частной собственности на землю.

Поэтому в России до 20 века сохранилось общинное владение землей. Даже после отмены крепостного права земельный надел у помещика выкупала община, а не крестьянин. Именно поэтому В.И. Ленин одним росчерком пера под "Декретом о земле" за одну минуту отобрал собственность у всех, и земля стала государственной. Именно исходя из такого отношения к частной собственности не прошли социалистические преобразования в странах восточной Европы: в этих странах не было колхозов, у них были кооперативы и они очень быстро перешли к рыночной экономике. На западе больше всего боятся идей национализации, уничтожения института частной собственности.

В-четвертых:

Во второй половине 19 века в России начинают быстрыми темпами развиваться рыночные отношения.

Но в России были особенности этого процесса :

  • капиталы были в основном в руках крепостных крестьян. Их называли "капиталистыми", и после отмены крепостного права они занялись бизнесом, в то время как дворяне (вспомним и назовем лишь некоторых: Ф. М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.А. Серов и многие другие) в основной массе бизнесом не занимались.
Таблица автора
Таблица автора
  • эти новые капиталисты отличались от европейских тем, что развернули такой масштаб меценатства, как говорил Ф.И. Шаляпин, что он объездил полмира, нигде такого меценатства не встречал. С.Т. Морозов, С.И. Мамонтов, братья С.М. и П.М. Третьяковы и многие другие. Строили музей, больницы, школы...

Вывод:

В статье рассмотрены некоторые аспекты проблемы. Их намного больше и очевидно, что они волнуют очень многих россиян иначе не понятны мотивы действий Европейских стран по отношению к России, ставших у них непреодолимыми фобиями.

В представленном авторском видеоряде продолжается размышление о теме статьи. "Любовь к Отечеству: "Русь - это прах, чти этот прах" - слова М. Цветаевой о любви к Родине. Она говорит их сыну, которого родила в эмиграции и который хотел вернуться на Родину: "Руси не видевшее, дитя мое". Он уйдет на фронт и в 1944 году погибнет в Белорусской операции.

Литература:

Еще больше размышлений об этом в статьях автора:

  1. Бурыкина Н. "Переходная эпоха в историческом процессе". С. 154.
  2. Бердяев, Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. [Текст] /Н.А. Бердяев. – М.: «Наука», 1990. – 223 с.
  3. Ячин, С.Е. Человек в последовательности событий: жертвы, дара и обмена. [Текст] / С.Е. Ячин. – Владивосток: Дальнаука, 2001. – 279 с.
  4. Хоружий, С.С. Кризис европейского человека и ресурсы христианской антропологии: Доклад на международной конференции «Дать душу Европе. Миссия и ответственность Церквей». 3-5 мая 2006 г., Вена. [Электронный ресурс] / С.С. Хоружий. – Режим доступа: http://synergia-isa.ru/lib/lib.htm . – 7 с.

Понравилась статья - ставьте лайки, подписывайтесь на канал, пишите комментарии. Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda

Больше интересного на сайте https://www.academia-nadezhda-com.com

-6