Мало кто знает, что в фильмографии 35-летней звезды, чье состояние The Sunday Times оценил в сумму более чем 60 миллионов долларов, есть три важные русские героини.
«Доктор Живаго» (2002)
Кира Найтли играла Лару в британской версии этого фильма. Ей было 16 лет, когда она начала сниматься в этой роли. Искушенному зрителю не стоит искать в этой картине то, что вложил в свой роман Борис Пастернак, - размышления о судьбе русского интеллигента и русской революции, столкновение поэтического самосознания главного героя и чудовищно жестокой эпохи.
Вместо этого - в меру экзотическая любовная история на фоне революции, войны и прочих катастроф. Роман превращен в сентиментальный телесериал, в котором актеры Ханс Матесон и Кира Найтли очень киногеничны. Чего стоят костюмы Лары, с русской косой, пуховыми платками и длинными рубахами. Критики считают, что не может быть у русской Лары типично английское лицо. После просмотра этой версии фильма у каждого будет возможность сравнить «нашу» Чулпан и «их» Киру.
«Опасный метод» (2011).
Сценарий фильма «Опасный метод» основан на реальных событиях. Ценность этого фильма велика, потому что он рассказывает об открывателях психоанализа: Зигмунде Фрейде, Карле Юнге и Сабине Шпильман. Для роли русской пациентки Сабины Шпильман доктора Фрейда, Кира прочитала много книг по психологии. Для тех, кто не знаком ни с автором, ни с контекстом это – приятная костюмная мелодрама, для продвинутых читателей– это попытка разобраться с самим собой.
Началось все с того, что в больницу к доктору Юнгу в Цюрихе привезли пациентку, страдающую истерией. От бедняжки отказался предыдущий врач, не выдержав ее адских выходок. Классическая психология того времени не могла помочь больной, хоть как-то облегчить ее старания. Доктор Юнг должен был испытать на новой пациентке метод психоанализа Зигмунда Фрейда, или метод «исцеления беседой», как называет его жена Юнга.
Он проводит с больной длинные беседы, расспрашивая о ее детстве, мыслях, воспоминаниях, которые помогают глубже понять очень важные вещи о человеке и психологии. Тем более те, кто положили свою жизнь на изучение обычного человека. Интересно наблюдать, как безнадежная и безумная психопатка в исполнении Найтли, презирающая себя всем своим существом, постепенно превращается в тонкую и умную девушку, наделенную врачебной интуицией. Удивительно, что это произошло на самом деле, поразительно, как точно сыграла роль Кира Найтли.
«Анна Каренина» (2012).
Первое знакомство с романом Льва Толстого, состоялось, когда актрисе было двадцать лет. «После прочтения, мне было до слез жаль Анну. Она казалась мне жертвой, почти святой, а все вокруг – бесчувственными и безжалостными негодяями», - скажет актриса однажды в интервью. Перед съемками у Джой Райта она снова перечитала роман и снова обновила ощущения от Анны Карениной. Анна предстала в ее образе более чувственной и темной, – женщиной, которую обуревают противоречия и страсти.
По мнению режиссера, «Анна Каренина» – это такая книга, которая понятна людям во всем мире. Это такой балет без слов. В частности, роль Киры рассказывает о том, что люди не идеальны и характеры состоят из полутонов, любой человек может быть добрым, милым и жизнерадостным, но при этом жестоким и намеренно творить зло, как Анна. У Толстого показан весь объем человеческих недостатков и слабостей, именно поэтому многие режиссеры экранизируют его «толстые» романы. Получилось или нет, решать только вам. И не стоит обращать внимание на неправильный прикус у актрисы.
С экранизациями классиков всегда не просто. Каждый зритель представляет себе, как выглядит тот или иной персонаж, но актеру не под силу угодить каждому. Для любой экранизации режиссеры ищут прежде всего характер, а не внешность. А кто из них справился лучше: Грета Гарбо, Татьяна Самойлова, Вивьен Ли, Чулпан Хаматова или Кира Найтли, решать только вам. В любом случае, хорошо, если зрители отметят про себя: «Я совсем не так представлял себе Анну» в начале фильма, но сразу забудут об этом и начнут смотреть дальше.