Найти тему

Изменения в закупках для субъектов МСП по Закону 223-ФЗ

Отдельные изменения в закупках у субъектов МСП по Закону № 223-ФЗ в связи с принятием постановления Правительства РФ от 24.11.2020 № 1909

Снежана Постовалова, ведущий юрисконсульт Экспертного центра Института госзакупок
Снежана Постовалова, ведущий юрисконсульт Экспертного центра Института госзакупок

27 ноября 2020 года на Официальном интернет-портале правовой информации было опубликовано постановление Правительства РФ от 24.11.2020 № 1909 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и признании утратившими силу отдельных положений актов Правительства Российской Федерации».

Названное постановление содержит целый комплекс важных изменений в ряд подзаконных актов, регулирующих вопросы закупочной деятельности, как по Закону № 44-ФЗ, так и по Закону № 223-ФЗ.

Один из блоков поправок посвящен корректировке правил осуществления закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - постановление Правительства РФ № 1352). Далее рассмотрим ключевые изменения, которые подлежат применению с 27 ноября 2020 года.

1. Участие в закупках самозанятых и других субъектов МСП.

Прямо предусмотрено правило, запрещающее требовать от участника закупки, субподрядчика (соисполнителя) представления информации и документов, подтверждающих статус самозанятого. Надлежащим подтверждением применения такими лицами налогового режима «Налог на профессиональный доход» теперь является фактическое наличие соответствующей информации на официальном сайте ФНС, проверять которую будет заказчик.

При этом отсутствие такой информации на сайте налогового органа, в случаях, когда закупка проводится только для субъектов малого и среднего предпринимательства либо установлено требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, является основанием для принятия решения об отказе в допуске к участию в закупке или об отказе от заключения договора.

Новые правила в отношении участников закупок - самозанятых приняты на срок проведения эксперимента, который установлен Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ, то есть до 31 декабря 2028 года включительно.

Аналогичным образом были изменены и требования к подтверждению статуса других лиц - субъектов МСП.

Подтверждением принадлежности участника закупки, субподрядчика (соисполнителя) к этой категории субъектов является исключительно наличие соответствующей информации в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, требовать от указанных лиц предоставления какой-либо информации и документов, подтверждающих такой статус – запрещено, а обязанность по проверке на предмет соответствия также возлагается на заказчика.

Равнозначны и последствия отсутствия данной информации в реестре – отказ в допуске к участию в закупке или отказ от заключения договора.

2. Предусмотрено новое исключение из расчета совокупного годового стоимостного объема закупок и договоров , которые предусмотрены п. 7 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства РФ № 1352 (далее – Положение). Таким исключением являются закупки лизинговыми компаниями предметов лизинга, если начальная максимальная цена обязательного договора купли-продажи, заключаемого для выполнения своих обязательств по договору лизинга, превышает 400 млн рублей.

При этом предусмотрено, что предложения об изменении данной начальной максимальной цены должны будут направляться Минфином России в Правительство РФ не реже одного раза в три года.

3. Скорректированы сроки, установленные пунктами 27 и 28 Положения.

Формулировка п. 27 Положения претерпела существенное изменение. Теперь она регламентирует срок заключения договора по итогам именно неконкурентной закупки для субъектов малого и среднего предпринимательства. Уточнено, что такой срок должен составлять не более 20 календарных дней.

Напомним, что ранее данная норма содержала условие о заключении договора не позднее 20 рабочих дней по результатам любых (то есть конкурентных и неконкурентных) закупок, что фактически противоречило ч. 15 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ.

А п. 28 Положения в новой редакции теперь содержит условие, что максимальный срок оплаты по договору (который по-прежнему должен составлять не более 15 рабочих дней) исчисляется со дня подписания заказчиком документа о приемке (вместо даты исполнения обязательств, как это было указано ранее).

Отдельно стоит отметить, что Федеральным законом от 22.12.2020 № 453-ФЗ статья 7.32.3 КоАП РФ была дополнена новой частью 9, предусматривающей административную ответственность заказчиков за нарушение срока оплаты товаров, работ, услуг по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого или среднего предпринимательства. Размер штрафа на должностных лиц установлен в размере от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей, на юридических лиц – от 50 тыс. рублей до 100 тыс. рублей. Изменения в КоАП РФ вступили в силу 02.01.2021.

Справочную таблицу Составы административных правонарушений в сфере закупок по Закону № 223-ФЗ можно скачать на сайте Института госзакупок.

Автор статьи: Снежана Постовалова, ведущий юрисконсульт Экспертного центра Института госзакупок

Источник: ежемесячное электронное издание «Вестник Института госзакупок» (выпуск № 1 (77), январь 2020 г.)

Видео по данной теме можно посмотреть на Ютуб Канале Института госзакупок: