Вторжение в залив свиней поднимает некоторые важные исторические вопросы. Почему Кеннеди поддержал план, который так ужасно провалился? Были ли у него серьезные основания полагать, что операция окажется успешной? Было ли правдой то, что, хотя вторжение было серьезной ошибкой со стороны Джона Кеннеди, его можно было понять, поскольку практически все его советники призывали его санкционировать операцию?
Кеннеди решил начать вторжение по разным причинам. Прежде всего, это отражало его собственную внешнеполитическую идеологию, основанную на идее о том, что демократии, такие как Соединенные Штаты, должны развивать значительную военную мощь и проявлять бескомпромиссную жесткость в борьбе с агрессивными диктатурами, такими как Куба Кастро и Россия Никиты Хрущева. Это убеждение было основано на анализе Кеннеди британской борьбы с нацистской Германией, который он провел, будучи студентом Гарварда. Для молодого Джона Кеннеди уроки 1930-х годов были ясны: противостоять тоталитарным диктаторам, а не заигрывать с ними.
Именно это и планировал сделать Кеннеди, отдав приказ о вторжении. Он также считал, что, если Кастро останется у власти, он будет способствовать серии коммунистических революций по всей Латинской Америке. В понимании нового президента Куба Кастро представляла собой опасное и неприемлемое расширение советского влияния на заднем дворе Америки.
Более того, Кеннеди занял решительную позицию против Кастро в президентской кампании 1960 года, выступая против своего республиканского соперника Ричарда Никсона из-за того, что он был частью администрации, которая не смогла помешать кубинскому революционеру прийти к власти. Джон Кеннеди пообещал принять решительные меры по свержению Кастро в случае избрания его президентом, и поэтому, когда он выиграл эти выборы, то почувствовал себя обязанным выполнить свое обещание и поддержать план ЦРУ.
За решением Кеннеди одобрить план «Залив свиней» почти наверняка стоял еще один фактор: вера в то, что он сработает, потому что Кастро будет убит. В 1975 году расследование сенатом США предполагаемых попыток ЦРУ убить иностранных лидеров показало, что это агентство организовало по крайней мере восемь заговоров с целью убийства кубинского лидера в начале шестидесятых. Остается неизвестным, знал ли Кеннеди о попытках ЦРУ убить Кастро и одобрял их, или же президент оставался в неведении.
Практика ЦРУ «правдоподобного отрицания» - когда брифинги президента о попытках убийства не фиксируются в официальных документах, так что его осведомленность правдоподобно опровергнута - делает проблему еще более неясной. Ряд советников Кеннеди заявляли, что строгий моральный кодекс президента делает немыслимым тот факт, что он поддержал планы ЦРУ убить Кастро. Однако, если взглянуть на это с другой стороны, кажется весьма вероятным, что Кеннеди знал о планах убийства ЦРУ и одобрял их. Во-первых, прямо перед заливом Свиней он попросил сенатора, который также был его близким другом, подготовить меморандум об убийстве Кастро. Во-вторых, позже в том же году он сказал журналисту, что на него «оказывается ужасное давление со стороны советников… в попытках добиться его одобрения на убийство Кастро»
Информация о попытках ЦРУ убить Кастро, безусловно, делает решение Кеннеди отдать приказ о вторжении более понятным. Математически вторжение в залив не имело смысла. Как могла кубинская армия повстанцев-изгнанников численностью 1400 человек победить силы Кастро, которые, при поддержке его сильного ополчения, могли насчитывать около четверти миллиона? Скорее всего, Джон Кеннеди рассчитал, что убийство Кастро вызовет смятение на Кубе.
Однако на самом деле Кеннеди следовало более тщательно расспросить ЦРУ и военных о потенциальных недостатках плана. Ему следовало принять во внимание информацию британской разведки, которую он получил в начале своего президентства, которая предполагала, что кубинцы вряд ли отреагируют на вторжение повстанцев восстанием против Кастро. Наконец, ему следовало более внимательно прислушиваться к тем официальным лицам США, которые выступали против операции.
Вторжение в залив Свиней представляло собой низшую точку президентства Кеннеди. Это было символом чрезмерно жесткой политики, которую он часто проводил до кубинского ракетного кризиса в октябре 1962 года.
Он не только пытался свергнуть Кастро с помощью спланированного ЦРУ вторжения, но и продолжал после этого работать над его свержением, запустив еще одну сверхсекретную программу ЦРУ, направленную против Кубы, операцию «Мангуст». Он также усилил присутствие Америки во Вьетнаме и напрасно увеличил военные расходы в то время, когда США имели огромное преимущество в ядерном оружии над Советским Союзом.
Отрезвленный опасностями кубинского ракетного кризиса, Кеннеди позже принял более мирный подход к международным отношениям, подписав Договор о запрещении ядерных испытаний 1963 года и призвав Соединенные Штаты в своей знаменитой речи в Американском университете изменить свое отношение к советскому народу. Холодная война. Зрелость, проявленная Кеннеди в последний год своего президентства, столь недостаточная в его управлении операцией в заливе Свиней, еще больше усугубляет трагедию его убийства в ноябре 1963 года.
Если вам понравился материал, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!