В 1961 году повстанцы, поддерживаемые США, предприняли отчаянную попытку свергнуть кубинского лидера Фиделя Кастро.
«Позвольте мне кое-что вам сказать», - сказал президент Джон Ф. Кеннеди своему доверенному лицу Кларку Клиффорду в апреле 1961 года. «Последние два дня были сущим адом - я не спал - это был самый мучительный период в моей жизни. Я сомневаюсь, что мое президентство сможет пережить еще одну подобную катастрофу ».
Этой катастрофой стала неудавшаяся попытка группы кубинских беженцев при поддержке правительства США вторгнуться на Кубу в заливе Свиней, заливе на южном побережье острова, в 150 километрах к юго-востоку от столицы государства Гаваны. Их целью было спровоцировать мятеж, который приведет к свержению Фиделя Кастро, лидера левых сил, захватившего власть в ходе вооруженного восстания в 1959 году.
Кастро оказался на пути к столкновению с Соединенными Штатами практически с момента захвата власти. Дуайт Эйзенхауэр, непосредственный предшественник Кеннеди в Белом доме, с растущей тревогой наблюдал за тем, как кубинский революционер все более сближался с Советским Союзом. Эйзенхауэр уже использовал Центральное Разведывательное Управление для свержения «нежелательных» правительств в Иране и Гватемале. В 1960 году, в последний год своего президентства, он снова обратился к ЦРУ. Агентство разработало план по обучению, финансированию и оснащению в Гватемале группы кубинцев, бежавших со своей родины из-за недовольства политикой Фиделя, а затем для оказания им помощи в десантном вторжении. Операция должна была быть подкреплена ударами по военно-воздушным силам Кастро.
Когда в январе 1961 года Кеннеди заменил Эйзенхауэра в Белом доме, он столкнулся с дилеммой - продолжить реализацию плана по свержению кубинского лидера или отложить его в долгий ящик? Решив этот сложный вопрос на встречах со старшими советниками в первые недели своего президентства, Кеннеди решил одобрить вторжение, при условии, что оно, насколько это возможно, будет проводиться максимально ненавязчиво - и при этом роль Америки в операции будет тайной. Помня об этом, он попросил ЦРУ заменить выбранное им место вторжения - Тринидад на южном побережье Кубы - менее населенным и менее заметным. Место, которое они предложили, было более малонаселенным заливом Свиней.
Затем события стали разворачиваться быстро. К середине марта высшие военные советники Кеннеди - объединенные начальники штабов - одобрили пересмотренный план. Сама атака была назначена на апрель. Кеннеди надеялся, что вторжение поможет США перехватить инициативу в холодной войне. Вместо этого оно обернулось унизительной катастрофой. Перед атакой 15 апреля бомбардировщики B-26 нанесли удар по основным аэродромам Кубы, но не смогли уничтожить всю авиацию Кастро. Затем, когда флот повстанцев подошел к Кубе, коралловые рифы повредили корабли. Что еще хуже, Кастро быстро мобилизовал свое ополчение из 200 000 человек и, узнав о вторжении 17 апреля, направил значительные силы на плацдарм. Он также приказал арестовать 100 000 кубинцев, которые, как считалось, выступали против его руководства, и тем самым разрушил надежды Кеннеди на то, что нападение вызовет восстание против Кастро.
Между тем, Джон Кеннеди нанёс операции ещё один удар, отменив второй авианалёт на аэродромы Кубы, опасаясь, что это раскроет миру причастность США. Это позволило Кастро использовать самолеты, уцелевшие после первого авиаудара, а также полевую артиллерию, чтобы атаковать вторгшихся кубинских повстанцев. 19 апреля кубинские эмигранты, поддерживаемые ЦРУ, начали сдаваться. Вторжение в Залив Свиней провалилось.
Продолжение читайте во второй части. Если вам понравился материал, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!