Найти тему
Olga Korelskaya

О СТРОГОСТИ ПОСТА: НА ПОЛЬЗУ ИЛИ ВО ВРЕД?

Часто приходится наблюдать, когда прихожане в Великий пост постятся по монастырскому уставу, берут на себя воздержание не по силам. И более того, принуждают к такой же аскезе родных и даже детей. Я уже много раз говорил о том, что такой пост вместо пользы может принести немалый вред: не только подорвать здоровье и привести к конфликтам с близкими, но и потешить гордыню самого постящегося.

Процитирую мнение на этот счет Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, озвученное 20 декабря 2019 года:

«Формально действующий на сегодняшний день устав постов содержится в Типиконе, соответствующие главы которого восходят к ближневосточной монастырской практике, включающей не только воздержание от скоромных продуктов, но и многие дни так называемого сухоядения и даже некоторые дни полного воздержания от пищи.

Очевидно, что современный человек, особенно если он не приучен к посту, и, тем более, в условиях мегаполиса, не способен соблюдать пост в полной мере согласно упомянутым предписаниям.

Ситуация усугубляется тем, что популярные газеты и светские сайты, желающие как-то осветить тему поста, размещают перед Великим постом «постные календари» именно в изложении упомянутой ближневосточной практики…

Значит ли это, что можно взять и отменить постные предписания? Нет, конечно. Однако одно дело – пост для монаха, другое дело – для человека, выполняющего тяжелую физическую работу. Должна быть вдумчивая пастырская работа с нашими прихожанами, индивидуальный подход, чтобы каждый из них участвовал в посте, особенно в Великом посте, – участвовал по мере своих сил, но участвовал непременно».

Монастырское происхождение правил о посте уже говорит нам о том, что, к примеру, сухоядение, характерное для великопостной трапезы, едва ли годится для людей, проживающих в миру. Монахи в соответствии с монашескими обетами в принципе не едят мясо, поэтому для них совершенно закономерны более строгие ограничения в период Великого поста. Другое дело миряне, для многих из которых сам по себе отказ от животных продуктов уже непривычен и сложен, поэтому в сухоедении или полном воздержании от пищи, как это предписывает в некоторые великопостные дни монастырский устав, нет никакой необходимости.

Нередко приходится слышать, что строгость поста помогает «усмирить плоть» и в этом его главное предназначение. Однако в современном мире, когда мы все живем в благоустроенных домах и квартирах, пользуемся бытовыми приборами, ездим на транспорте, тепло и комфортно одеваемся, странно говорить об этой стороне поста. На самом деле куда важнее, чтобы осознанное телесное воздержание воспитывало в нас готовность к добровольной аскезе, освобождало нас от чрезмерной привязанности к «вкусным» привычкам и потаканию желания получать от всего удовольствие. Это не значит, что постная еда должна быть невкусной и однообразной, вовсе нет. Но она должна быть простой и не вводить человека в грех чревоугодия.

Подытожим: «сухоядение» и «воздержание от пищи» - не для мирян. В остальном все зависит от степени личного духовного развития человека и обстоятельств его жизни.

Пост помогает нам держаться в духовном тонусе, больше концентрироваться не на в пище, а на молитве и делах милосердия. Надо всегда помнить и о смысловой нагрузке Великого поста: мы сострадательно проходим Крестный путь Спасителя и вместе с Ним всей душой воскресаем в Светлую Пасху. Скорбь и сопереживание страданиям Христа плохо соотносятся с угождением своей плоти.

В заключение отвечу на два распространенных вопроса:

1. Надо ли брать благословение у священника на послабление поста тем, кому это послабление изначально дозволяется Церковью: детям до 7 лет, беременным и кормящим женщинам, путешествующим, военнослужащим на службе и во время

боевых действий? В принципе можно не спрашивать разрешение на то, что и так разрешено, но благословение всегда помогает настроиться на нужный лад, избавить от смущения. Обязательно брать благословение на послабление болеющим или недавно перенесшим серьезное заболевание или, тем более, операцию. Это оправдано не только соблюдением принципа «не навреди», но и духовной составляющей любого недуга - болезнь сама по себе усмиряет страсти. Но при этом надо понимать, что послабление не равно полному отказу от поста, все равно надо установить для себя разумные ограничение в рационе.

2. Что делать, если нельзя отказаться идти в гости, а там только скоромная еда? Не стоит обижать хозяйку, отвергая угощения и подчеркивая свою «избранность» соблюдением поста. Ешьте понемногу то, что предложат. Но дайте себе в качестве духовной компенсации за нарушение поста дополнительную молитвенную нагрузку и, скажем, чтение духовных книг и Евангелия.

А что вы думаете по этому поводу? Поделитесь своими мыслями в комментариях.

________________________________

Позитивный Батюшка. Священник Антоний Русакевич