Любопытно, что мы много чего знаем о древнегреческом театре, потому что кто только о нем не писал подробнейшим образом с чувством, с толком, с расстановкой. А что нам известно о современном театре Греции? Когда и откуда все пошло поехало? В этой статье я процитирую немного уже известные исторические факты и опишу, возможно, еще неизвестные. Ведь первые новогреческие театры достойно вписались в историю мирового театра также как и древнегреческие.
Небольшая цитата из общедоступных источников
"Зародыши греческого театрального искусства возникли только на территориях, свободных от турецкого завоевания: в начале 17 века — на острове Крит, в конце 18 века — на острове Закинф.
Становление театрального искусства связано с национально-освободительной борьбой греческого народа в начале 19 века. Под влиянием деятельности тайного революционного общества «Филики Этерия» в 1817 - 1821 годах создаются первые любительские театральные труппы в Одессе и Бухаресте, где жили многочисленные деятели греческого национально-освободительного движения.
После провозглашения государственной независимости в 1830 году началось постепенное развитие национального театра. Этот процесс был связан с преодолением серьёзных трудностей (отсутствие помощи со стороны государства, конкуренция иностранных трупп). В Афинах первые спектакли были поставлены в 1836, но постоянные профессиональные труппы возникли лишь в начале 60-х годов."
Самый первый театр Скондзопулоса
Известно ли вам, что первый театр открыл в Афинах греческий предприниматель Афанасий Скондзопулос в 1836 году. Он купил деревянный сарай (παράγκа) в 1835 году и переделал его под театр на 1.000 зрителей, с партером из 15 рядов стуьлев, с ложами, с крышей из корабельного паруса, который расправляли в случае плохой погоды, с земляным полом. Театр его располагался на площади Κοτζια, а вход в него находился со стороны улицы Эолу. На сцене театра показывали представления c акробатами и жонглерами, ставили постановки, преимущественно, древнегреческих классиков на кафаревусе (древнегреческий), силами труппы непрофессиональных греческих артистов. Театр работал только по воскресеньям и по праздникам. О всех новостях театра и премьерах "трезвонил" глашатай (τελάλη), которому платили за то, чтоб ходил по окрестностям и кричал во все горло. Билеты в ту пору стоили 1 драхму в партер и 2 драхмы в ложу. А места занимали "согласно купленным билетам". Вот как выглядел театр снаружи по описанию, сделанному в журнале "Θεατής" от 25.10.1836 года:
"....εμβαίνεις, πατείς το κατάχαμον, όπου περιφέρονται άνδρες διάφοροι.
Εις μίαν γωνίαν, πωλούνται ζαχαρικά, πλησίον στέκονται οι κρατούντες τα φανάρια τινών των θεατών.
Δεξιά κι αριστερά του εδάφους καθίσματα αναιβατά (αμφιθεατρικά). Η σκηνή κατέναντι της εισόδου,
κατέναντι της σκηνής το θεωρητήριον του βασιλέως, υψηλόν και μεμονωμένον ως περιστερεών
και εις τας τρεις πλευράς του θεάτρου σειρά θεωρητηρίων δια τους πληρώνοντας μίαν και ημισείαν δραχμήν. Φώτα αμυδρά, δυσώδη και δυσωδέστερα δια τον άνεμον. Γυναίκες ικαναί (αρκετές) επάνω.
Παντού οι οφθαλμοί δεν απαντώσιν ειμή σανίδας γυμνάς, γην γυμνήν, πενιχρόν κατασκεύασμα της στιγμής, ως τα ανεγειρόμενα εις τα πανηγύρια προς έκθεσιν πραγματειών".
За все время работы Театра Скондзопулоса было дано 16 постановок. Премьерной постановкой стала драма «Τα Ολύμπια», написанная Πιετρο Μεταστασιο, в переводе Ρηγα Φεραιου. Надо отметить, что вплоть до 1840 года все роли и женские тоже исполняли мужчины, т.к. профессия "артистка" считалась в то время неподобающей и осуждалась церковью. Самой первой женщиной, которая отважилась выступать на театральной сцене, историки новогреческого театра считают была Μαρία Αγγελική Τζίβιτζα. Но сейчас не о ней.
Несмотря на все усилия основателя театра, подбор хорошего классического репертуара (драматических философских патриотических постановок, возможно, даже очень хороших), зрители оставались не особо в восторге. Более того, от театра не было никакой прибыли, и Скондзопулос влезал все больше и больше в долги. Почему же спросите вы?!
Ну, во-первых: на тот момент театральная публика состояла: немного из простолюдин; много из греческой аристократии, приезжей европейской (баварской) интеллигенции, избалованной культурным развитием. А во-вторых: постановки шли на древнегреческом языке, представьте себе (!) В конце концов, наступил печальный день, когда театр пришлось закрыть. Тогда в народе говорили по этому поводу:
"Ο Σκοντζόπουλος τελικά απέτυχε κι όλοι έλεγαν, κουνώντας το κεφάλι, ότι αν δεν αγοράζονταν οι σανίδες του θεάτρου από ένα χριστιανό φερετροποιό, ο δύστυχος θεατρώνης δεν θα έπαιρνε δεκάρα".
Характер предпринимателя не дал Скондзопулосу отчаяться, он разобрал местами свое деревянное детище и покрыл долги, распродав часть досок. Он сделал вторую попытку открыть двери театра вновь в следующем 1837 году. Но на этот раз потерпел сокрушительное фиаско. Почему теперь то спросите вы?! Открытый по соседству театр, в котором ставились модные в ту пору музыкальные итальянские оперы с профессиональными артистами, переманил всю афинскую публику. Скондзопулосу ничего не оставалось, как закрыть свой театр навсегда. Отказавшись от своей голубой мечты, он умер в бедности, а хоронили его в гробу из досок его же театра.
Театр Мели
Так вот, на улице Эолу, по соседству с Театром Скондзопулоса, возник маленький тоже деревянный театр, его построил греко-итальянец по имени Γκαετάνοс Μέλι в 1837 году. Театр его имел все черты присущие европейским театрам того времени: сцена, занавес, гримерные, оркестровая яма, суфлерская будка, ложи и даже королевская ложа, декорации, привезенные из самой Италии. Но тоже без крыши (!)
Итак, Мели благоразумно ориентировал театр на показ музыкально-драматического репертуара - опер и представлений, нацеленных на афинскую интеллигенцию и европейскую буржуазию. И не прогадал! Публика валом повалила из Театра Скондзопулоса прямиком в театр Мели. Премьерным спектаклем стала прелестная опера "Севильский цирюльник" . Вот, что написал свидетель тех событий в журнале " Ελληνικού Ταχυδρόμου ":
«Η πρώτη αυτή παράσταση του μελοδραματικού θιάσου αναστάτωσε την αθηναϊκή κοινωνία. Το θέατρο γέμισε από τις 7, δύο ώρες πριν σηκωθεί η αυλαία. Σ’ όλο αυτό το διάστημα, οι θεαταί όταν δεν λογομαχούσαν για τις θέσεις εθαύμαζαν την πολυτέλεια του θεάτρου. Τα θεωρεία ήσαν όλα ντυμένα με κόκκινο και μπλε ύφασμα. Η αίθουσα εφωτίζετο με λαδοφάναρα και η ορχήστρα με κεριά».
На радостях от успеха и огромных сборов, Мели собрался было сделать к зиме крышу из тента над театром. Но ему изменила удача или, скажем, справедливость восторжествовала: всю конструкцию порывистый ветер снес на фиг в первый же день. Кроме того, женщины-актрисы его труппы начали уходить по разным причинам: одни - выходили замуж, другие - становились содержанками богатых поклонников их таланта. Так театру пришел конец.
Театр Букура
В 1838 году греческое правительство бесплатно выделило Иосифу Камиллиери участок государственной земли под постройку настоящего каменного здания театра (на улице Менандру). К радости или к сожалению, он не смог справиться с задачей и в 1839 году ретировался. Участок с "недостроем" перешел к итальянцу по имени Базилио Сансони , которому правительство расщедрилось и выделило даже деньги - 10.000 драхм. Базилио не подвел. Он построил настоящий каменный театр.. О театре в газетах той поры писали следующее:
«Συστηματικό θέατρο με όλην την απαιτουμένην εις αυτό λαμπρότητα και κοσμιότητα»
В 1840 году новый театр открыл двери и сразу же полюбился всеми. В том же году состоялась премьера мелодрамы «Λουτσία ντε Λαμερμούρ» του Γκαετάνο Ντονιτσέττι, все прошло на высшем уровне. Приму вызывали множество раз на бис (пела знаменитая итальянская оперная дива того времени Rita Basso-Borio) . За время работы труппа итальянских артистов дала 144 представления. Будучи бизнесменом до мозга костей, Базилио позволял выступать там иногда и греческим артистам, ну, а билеты продавались на черном рынке, конечно.
В 1844 году по настоянию афинской общественности, которая требовала "своего национального" хлеба и зрелищ, театр выкупил за 23.000 драхм греческий предприниматель Иоаннис Μπούκουρας. Е стественно театр получил его имя и успешно проработал аж до 1898 года.
На сцене театра Букура выступали такие артисты как Αθανάσιος Σίσυφος, Παντελή Σούτσα Πιπίνα Βονασέρα и другие. Впервые появился знаменитый греческий актер (румынского происхождения) Константинос Аристиас, который приехал в Афины в 1840 году с тем, чтобы организовать актерскую школу. К сожалению, его затею не поддержал король Оттон. Там же выступила в нескольких постановках и первая греческая актриса - Μαρία Αγγελική Τζίβιτζα . После нее отважились стать артистками и другие греческие женщины, например, Екатерини Панайоту, Афина Филиппаки и другие.
Фасад театра выходил на улицу Менандру где был главный вход, сбоку имелся еще один вход под козырьком для короля и его свиты, там же - офис управляющего театром, касса, и квартира сторожа.
Без особых изысков был украшен театр изнутри. Партер имел форму крыльев с 7 рядами стульев, всего 113 мест. 3 ряда лож, из которых самой красивой, конечно, была королевская ложа Сцена была довольно таки просторной с имела достаточно хорошие декорации. Освещался зрительный зал при помощи масляных и бензиновых ламп, а свечи зажигались на перегородках лож. До 1888 года, пока не заработал Муниципальный театр Афин, Театр Букура оставался единственным каменным всесезонным театром.
В 1930 году чтобы подчеркнуть значение театра в истории города, мэр Афин - Спирос Меркурис, выступил с предложением переименовать "улицу Сократус" в "улицу Театр Букура". Вот, что он сказал тогда:
«η μικρά οδός η άγουσα από της οδού Σωκράτους εις το παλαιόν Θέατρον “Μπούκουρα” ονομάζεται οδός Θεάτρου, ονομασία ήτις ουδέν υποδηλοί ενώ έδει να ονομάζεται οδός “Θεάτρου Μπούκουρα” διότι εις το Θέατρον τούτο άγει υπενθυμίζουσα εις τους επιγενομένους την θέσιν όπου ευρίσκετο το πρώτον θέατρον των νεωτέρων Αθηνών ονομάζει την κάθετον της οδού Σωκράτους οδόν Θεάτρου εις οδόν “Θεάτρου Μπούκουρα”».
Театр Γригория Камбуроглу
Немного слов о театре Григория Камбуроглу, который он основал в 1856 году под давлением знакомых из артистической среды ( Михалис Арниотакис, Георгиос Сурис и др) . Несмотря на то, что тогда некоторые политиканы выступали активно против театра вообще, ссылаясь на то, что театр - это не что иное, как «πρόδρομο της ηθικής καταπτώσεως του λαού», его театр открыл двери для зрителей в 1857 году, а закрыл - в 1858 году. Потому как правительство вместо поддержки развития театра в размере 5.000 драхм, предложило Камбуроглу сумму в 53.000 драхм на возвращение итальянских мелодрам.
На сцене его театра выступали многие знаменитые греческие артисты и артистки, которые играли также и на сцене Театра Букура. Однако, сплотить актеров в постоянную театральную труппу у него не получилось. Звездные актеры всегда находились в поиске лучшего себя, лучшей сцены, лучшего зрителя и нового репертуара
Муниципальный театр Афин
Решение о постройке театра в Афинах было принято еще королем Оттоном в 1857 году, даже был выделен участок земли на площади Лау (сегодня площадь Кодзья). Начали даже строить, но стройку законсервировали до лучших времен, которые наступили в 1873 году. И тогдашний мэр Афин заложил камень в основание театра во второй раз. Проектом занимался знаменитый архитектор Эрнест Шиллер. Однако, и на этот раз стройку прекратили из-за перерасхода средств.
Через 14 лет (!) банкир Андреас Сингрос решил вложить деньги в достройку здания театра. Все это время в центре города та строительная площадка напоминала бельмо на глазу у жителей города. Но прагматичный банкир выдвинул свои условия: в подвальном помещении должны были размещаться магазины, а на первом этаже - офис его банка. Архитектор принял условия, посчитав их приемлемыми.
По окончании строительства в 1927 году, накануне премьеры, все, все, все дорогое оборудование подчистую украли «έκαναν φτερά» воры, забравшись ночью в пустой театр. В 1939 году уже тогдашний мэр Афин - Костас Котзьяс, дал распоряжение снести Муниципальный театр, наконец.
Θέατρο Σκορπάρου
Этот театр, построенный неким греком по имени Скорпарос (о нем ничего не известно), проработал всего ничего - с 1871 по 1873 год. А располагался он некогда на площади Омонияс (на его месте построили гостиницу «Μπάγκειον»). Театр представлял собой на скорую руку отстроенное деревянное здание, в котором представления проходили только в летние месяцы, естественно. Сцена была маленькая, 12 рядов деревянных скамеек для зрителей и один ряд лож на еле-еле заметной возвышенности.
Художественным руководителем в театре вызвался быть Михалис Арниотакис, у которого на премьере выступила французская труппа артистов оперетты. Надо отметить, что в то время мода поменялась: итальянские оперы разлюбили, а полюбились именно французские оперетты.
Не прошло и двух лет как Арниотакис не вынес конкуренции с теми многочисленными маленькими театрами, что находились в непосредственной близости к его театру у реки Илиссу. Он бросил затею разбогатеть, просвещая народ театральным искусством, и потакая разным амбициозным артистам. В течении 2-х лет здание театра снимали разнообразные профессиональные и непрофессиональные артисты собравшиеся вместе, чтобы ставить понравившиеся им темы для постановок в основном патриотического содержания. Для одной из выступавших там театральных трупп писал и сочинял поэт, драматург Георгиос Сурис.
Παριλλίσια θέατρα
Под названием "Παριλλίσια" скрывается плеяда маленьких летних театров, которые возникали как грибы после дождя в начале 1870-х годов по берегам реки Илиссу, и были снесены в 1890-е годы, когда предприняли серьезную архитектурную перестройку Афин. Справедливости ради, надо сказать, что в царствование короля Георга I стали открываться новые театры в городах по всей территории тогдашней Греции. Ну, продолжим рассказ о некоторых театрах "близ реки Илиссу", что в переводе на греческий означает "παριλλίσια".
«Άντρο των Νυμφών»
Λειτούργησε από το 1871 έως το 1895
Το συγκεκριμένο θέατρο – πρώτο στο είδος του – λειτούργησε σαν καφωδείο, το καλοκαίρι του 1871, φέρνοντας μάλιστα μια ορχήστρα τσιγγάνων που ξεσήκωσε το αθηναϊκό κοινό.
Τον επόμενο χρόνο, το 1872, ο ιδιοκτήτης του, το διαρυθμίζει πρόχειρα σε θέατρο. Η διαρύθμιση ήταν απλή: περιτείχιση του χώρου με ξύλινες σανίδες, υπερυψωμένη σκηνή και ξύλινοι κινητοί πάγκοι στη σειρά. Τις ανάγκες των θεατών για ποτό ή φαγητό, τις εξυπηρετούσαν πλανόδιοι πωλητές που γύριζαν μέσα στο θέατρο καθώς και ανθοπώλιδες με ματσάκια λουλούδια, που οι αρσενικοί θεατές σκορπούσαν απλόχερα στις Ιταλίδες τραγουδίστριες του θεάτρου. Το θέατρο αυτό, παρέμεινε όλα τα χρόνια, τόπος ψυχαγωγίας για τις λαϊκότερες τάξεις της Αθήνας, προσφέροντας απλοϊκά και φτηνά θεάματα, και δεν μετεξελίχθηκε σε θέατρο ολοκληρωμένων παραστάσεων όπως συνέβη με τα διπλανά του. Σύμφωνα με τις πληροφορίες, παρουσιάζονταν από τη σκηνή του, παντομίμες και τραγούδια. Από τη σκηνή του, εμφανίστηκαν για πρώτη φορά στην Αθήνα, τα πυροτεχνήματα.
Θεατρο Σουτσας
Λίγο αργότερα ο Σούτσας κατόρθωσε να αναλάβει εργολαβικά όλη τη θεατρική κίνηση στην Αθήνα, παίρνοντας στα χέρια του το μονοπώλιο όλων των παραστάσεων της πρόζας και του μελοδράματος.
Στο θίασο αυτόν αναδείχτηκε η πρώτη Ελληνίδα τραγωδός η Πιπίνα Βονασέρα. Οι εισπράξεις από τις παραστάσεις του ελληνικού θιάσου εξακολουθούσαν να μην είναι ικανοποιητικές, και γι’ αυτό ο Σούτσας επιχείρησε τότε μία περιοδεία στην Κωνσταντινούπολη. Όταν επέστρεψε, επανέλαβε την προσπάθεια αλλά και πάλι οι Αθηναίοι άφησαν τα καθίσματα του θεάτρου του άδεια: αυτή τη φορά είχαν ξετρελαθεί με το γαλλικό θίασο που ανέβαζε οπερέτα. Η γαλλική οπερέτα νίκησε τελικά, και ο θίασος έστρεψε το ενδιαφέρον του προς τις ελληνικές παροικίες του εξωτερικού (1871).
Вот и все, пожалуй, о первых театрах Афин. Немного, конечно. Но тот, кого интересует история греческого современного театра, сможет найти всю необходимую инфо на просторах интернета. Например, о Национальном театре Греции много написано в Википедии.