Марина Прозорова
Номер журнала: №4 2020 (69)
Краткое воспоминание педагога Марины Георгиевны Прозоровой о Фальке непосредственно связано с ее родителями, входившими в ближний круг художника, – переводчиком и музыковедом Ежи Кухарским[1] и архитектором Натальей Прозоровой[2].
Родившийся в Москве, сын польского коммуниста, инженера Ришарда Шаде[3], Ежи Кухарский рано потерял отца и мать, погибших в застенках НКВД. «“Мне во многом не повезло, – говорил он. – Но зато всегда везло на людей”. Действительно, среди его друзей были такие знаменитости, как Рихтер, Фальк, Фонвизин, Ведерников, Нейгауз»[4].
Ежи Кухарского по праву можно считать фото-летописцем последнего десятилетия жизни Фалька. Известно более трех десятков фотосюжетов, выполненных Кухарским, на которых художник запечатлен в неформальных ситуациях повседневной жизни: на даче в Подмосковье рядом с женой А.В. Щекин-Кротовой; за работой над картинами 1954 года «Пейзаж с березой», «На даче. Портрет в окошке» и «Хотьковский монастырь»; в квартире Святослава Рихтера на персональной выставке своих картин в 1957 году и других.
Несмотря на порой несовершенное качество съемки (Ежи Кухарский не был профессиональным фотографом), многие его снимки помимо докумен- тальной ценности обладают редким достоинством: Фальк в объективе Кухарского – непринужденный, эмоциональный, открытый к общению в дружеском кругу. Некоторые фотографии уже были ранее опубликованы в разных изданиях (к сожалению, порой без указания имени их автора). Мы публикуем – в ряде случаев впервые – снимки из архива семьи фотографа во многих статьях настоящего выпуска журнала, чтобы максимально дополнить раскрываемый мемуаристами образ художника визуальным свидетельством о нем.
Стоит добавить, что уже после смерти Фалька к помощи Кухарского-фотографа обратилась вдова художника А.В. Щекин-Кротова с просьбой о фото-фиксации всех картин мужа, оставшихся в его мастерской в доме Перцова. Работа заняла не один месяц. В результате на основе около 600 любительских черно-белых снимков с картин (отпечатки были выполнены в 2–3 экземплярах) Щекин-Кротова создала рабочую фототеку произведений Фалька, позволившую ей с большой точностью и полнотой систематизировать обширное наследие мастера.
Юлия Диденко
- Георгий (Ежи) Степанович 3. Кухарский (1926–2000) – переводчик, биограф Ф. Шопена, автор перевода писем композитора и обширных комментариев к ним.
- Наталья Тихоновна Прозорова (1925–2019).
- «В Советском Союзе ему дали паспорт на имя Степана Вильгельмовича Кухарского» (цит. по: Герасимова А. Ежи Кухарский – русский переводчик // Независимая газета. 2000. No68. 14 апреля (Кулиса НГ. No6 (48). С. 16).
- Там же.
_______________________________________
Фальк был в моей жизни всегда. На кухне висела небольшая картина с зеленым яблоком на столе. Отец рассказывал, что как-то раз приехал к Роберту Рафаиловичу на дачу и увидел, что на какую-то картину ставят сковородки. Отец спросил, что за работа. Фальк ответил, что работа не удалась. В ответ на это отец заметил, что один из кусков хорош. Фальк согласился и, взяв нож, вырезал этот кусок и отдал отцу. В восьмидесятые годы, когда родители восхищались партией «Яблоко», они отнесли в штаб «Яблока» этот фрагмент картины и подарили его. Интересно, сохранилась ли эта работа? Она была без автографа Роберта Рафаиловича.
В шестидесятые годы вдова Фалька, Ангелина Васильевна, устраивала показы его работ. Помню мольберт, на котором в течение долгого времени менялись работы Фалька, помню квартиру-мастерскую в доме на набережной Москвы-реки (доме Перцова). С тех пор, мне так кажется, я узнáю работы Роберта Рафаиловича всегда (хотя моя мама говорила, что с бóльшим удовольствием я смотрела на кораблики, проплывающие по реке).