Министр обороны России Сергей Шойгу пригласил в гости президента России Владимира Путина. Но не в свою московскую квартиру, а на дачу (как мы поняли), расположенную примерно в пяти тысячах километров от Москвы — в Тыву. Высшие чины государства гуляли и рыбачили, передвигаясь по тайге на гусеничном вездеходе Hagglunds BV-206. Или все-таки на российском ГАЗ-3351 «Лось»? Давайте разбираться.
Машинка эта на самом деле шведская. Ее разработчиком является компания Hagglunds, которая разработала двухсекционный гусеничный вездеход еще в 70-х годах прошлого столетия для нужд военных. Конструкция машины, надо признать, получилась столь удачной, что ее стали покупать в других странах — в частности, ее использовали в армиях США, Норвегии, Великобритании и других стран.
Что касается России, шведский вариант снегоболотоходов Hagglunds BV-206 (в различных версиях и модификациях) производят в альянсе «Восток — Запад». Компания, офис которой располагается в Санкт-Петербурге, осуществляет производство и поставки клиентам снегоболотоходов BV-206, а также запчасти и комплектующие к ним. Она же занимается модернизацией и обслуживанием этой техники.
Между тем, Путин и Шойгу перемещались по тайге не на шведском вездеходе, а на российском. С 2012 года модернизированный Hagglunds BV-206 выпускают в России, на входящем в «Группу ГАЗ» Заволжском заводе гусеничных тягачей. Заволжский двухсекционный вездеход получил обозначение ГАЗ-3351 «Лось». По сути это тот же BV 206, только модернизированный отечественными разработчиками.
Чем же был так хорош Hagglunds BV-206, а сегодня и ГАЗ-3351 «Лось»? Главная заслуга этой машины - проходимость. Использование гусеничного движителя позволяет добиться минимального удельного давления на грунт, наилучшего распределения веса и максимального пятна контакта. Вездеход способен перемещаться по тундре даже там, где движение гусеничной техники запрещено (он практически не повреждает растительный покров). Он не проваливается даже по глубокому свежевыпавшему снегу, он способен передвигаться по болотистым, топким грунтам.
Кроме того, «Лось» умеет плавать (амфибия). Не быстро — около 3 км/ч, но факт остается фактом: водные преграды ему не страшны. Отдельного привода для перемещения по воде у вездехода нет. Для этого он использует гусеницы.
В оригинальном Hagglunds BV-206 используется «гражданский» V6 компании Ford в сочетании 4-ступенчатой гидромеханической автоматической КП от Mercedes-Benz и раздаточной коробкой. Формально на него можно установить и другой мотор - Mercedes-Benz, Cummins или, например, Toyota.
В составе ГАЗ-3351 используется 3,2-литровый наддувный 6-цилиндровый дизельный двигатель австрийской фирмы Steyr мощностью 183 лошадиные силы, работающий в паре с автоматической коробкой передач Allison. «Жрет» система много — от 50 до 100 литров «горючки» на 100 км пробега (запас топлива на борту — до 200 литров). На асфальте или другом твердом покрытии «Лось» может разгоняться до 55 км/ч.
Кабина вездехода ГАЗ-3351 «Лось» изготавливается из армированного полимерного материала. Машина оборудована автономным отопителем. Длина «Лося» составляет 7260 мм, ширина — 1970 мм, высота — 2400 мм, колея — 1230 мм, дорожный просвет — 350 мм.
Снаряженная масса вездехода равна 4730 кг, грузоподъемность — 2000 кг, количество посадочных мест — 16 человек.
«Лось» очень устойчив, при том, что его высота больше ширины. Высокий кузов достаточно легкий, а все наиболее тяжелые узлы и детали установлены по возможности низко. На нем, кроме того, практически невозможно утонуть или застрять в болоте - любая из половинок машины может выступать в роли тягача.
Как сообщает нам «Википедия», ГАЗ-3351 «Лось» создавался для перевозки людей, грузов и различного технологического оборудования в особо тяжелых дорожных и климатических условиях. Вездеход предназначен для туристических фирм, охотников, рыболовов, любителей активного отдыха, а также для предприятий нефтегазового комплекса, геологии, геофизики, энергетики, подразделений МЧС.
В качестве второго звена может быть установлен модуль, спроектированный по желанию заказчика. Всего предусмотрено около десяти различных (базовых) конструкций: от пассажирского отсека, рассчитанного на 11 человек до специализированных пожарных и медицинский модулей.
Купить ГАЗ-3351 «Лось» может любой желающий. Правда, стоит такая машинка недешево: от восьми миллионов рублей.