Иногда в начале недели я обсуждаю вопросы о том, что может психология, каковы её возможности, рассказываю занимательные истории.
В качестве такой занимательной истории приведу такой момент в нобелевской лекции Иосифа Бродского:
«Существуют, как мы знаем, три метода познания: аналитический, интуитивный и метод, которым пользовались библейские пророки — посредством откровения. Отличие поэзии от прочих форм литературы в том, что она пользуется сразу всеми тремя (тяготея преимущественно ко второму и третьему), ибо все три даны в языке... Стихотворение – колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса... Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом».
Чем меня «зацепили» эти слова И.А.Бродского?
Они меня зацепили тем, что их можно в полной мере адресовать той модели познания, которую предложил русский философ Андрей Александрович Гагаев.
На собственном опыте подтверждаю, что в ней содержатся одновременно аналитический, интуитивный методы и метод откровения.
В результате этот метод – метод восхождения от абстрактного к конкретному (в версии А.А.Гагаева) – выступает в качестве колоссального ускорителя сознания, мышления и мироощущения.
Не всем нравятся результаты такого познания. Но человек – не пряник…
Владение этим методом иногда подводит меня... Теперь я понимаю, что мне – как психологу – надо быть посдержанней, подводить клиента к пониманию его ошибок восприятия медленно, осторожно… Это, конечно, затянет процесс улучшения жизни, но по-другому, очевидно, не получится.
Так-то нерешаемых проблем, по моему глубокому убеждению, не существует – ни со здоровьем, ни в межличностных и внутрисемейных отношениях.
Единственное, что требуется, – искренность желания решить поставленный жизнью вопрос и неуклонность волевого решения в реализации своего желания.
А слова Бродского: «Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса…» – в полной мере относятся и ко мне.
И не могу я отказаться от выработанного способа восприятия! Хотя бы потому, что он резко повышает адекватность жизнепонимания.
Понимания того, чем отличается человек Жизни и человек Смерти. И что надо сделать для повышения Жизни в человеке…