Люди на Дальнем Востоке мучаются, но всё равно никуда не уезжают.
Друзья, добрый день! Во время поездки во Владивосток мы часто пользовались такси. А водители, как известно, видят больше других. Кроме того, обычно они ещё и разговорчивее остальных людей. Реальную картину на территории можно представить из общения с местными таксистами. И в Приморье создалось впечатление, что эта картина безрадостная.
Саша за рулём
С одним из таксистов наши пути пересеклись во время поездки на остров Русский. Дорога была долгая, поэтому мы успели многое обсудить с Александром (так его зовут – имена таксистов мы же теперь всегда знаем, потому что они отображаются в приложении при заказе).
Поговорили о рыбалке, ловле корюшки и наваги, о жизни в столице Приморья. Не могли не вспомнить и о недавнем ледяном дожде. О хаосе, о целой неделе жизни без электричества, о стоявших несколько суток в очереди на паром автомобилях (мост на большую землю был закрыт из-за толстого слоя льда на вантах).
Я между делом сказал, что мы в Сибири тоже следили за тем, как ликвидировали последствия природного катаклизма. Видели, что готовить еду без света людям было не на чем, а полевые кухни появились не сразу. И добавил, что у нас было такое ощущение, что в первые дни жителей просто бросили на острове.
В ответ Александр выдал бессмертную фразу: «Знаете, нас тут везде давно уже всех бросили».
Я попросил объяснить, что он имеет в виду. Оказалось, что у таксиста масса претензий к властям на всех уровнях. К местным – за бесхозяйственность. К более высоким – за оторванность региона от остальной России.
«Мы ждём уже лет десять, что что-то изменится. Но становится только хуже. Жильё дорожает, продукты дорожают. Мосты построили – конечно, удобнее стало ездить. Но надо же ещё хоть что-то делать. Думаете, я работал бы таксистом, если бы были варианты? Да ни одного дня бы не возил никого», - высказался наш водитель.
Но выбор работы в полумиллионном городе небольшой. А хорошая высокооплачиваемая – и вовсе дефицит.
«Цены московские, а доходы провинциальные», - добавил Александр.
Действительно, по данным Росстата, средняя зарплата в Приморье меньше 50 тысяч рублей. Уровень безработицы за 2020 год значительно вырос. За время пандемии многие компании разорились, люди остались без работы. Когда всё восстановится – неизвестно.
«Я не завидую москвичам, потому что уже много лет не был в столице и не представляю, что там на самом деле творится. Мы просто не можем туда добраться с такими ценами на билеты. Дешевле съездить в Японию, чем в Москву», - объяснил водитель.
В Японии он бывал и остался в полном восторге. Чистота, порядок, все при деле, как говорится. И, если бы была реальная возможность эмигрировать, он сделал бы это не задумываясь. А пока остаётся в России. Я спросил, есть ли у него статус самозанятого. Он ответил, что нет и никогда не будет, потому что он не хочет отдавать ни одной копейки государству в сегодняшних условиях.
Андрей из Уссурийска
В Уссурийске я тоже брал такси и разговаривал с водителями. Один из них – Андрей, приехавший на заказ на сумму в смешные 70 рублей (притом, что путь был через половину города) – высказался ещё жёстче.
«Здесь у нас дыра, ловить нечего. Молодёжь старается побыстрее уехать. Кто-то во Владивосток. А самые умные дальше. Как тут говорят – «уехать в Россию».
Он пожаловался, что до пандемии ситуация была лучше. Можно было заработать.
«У нас раньше даже последний нищий тут в Уссурийске хорошо зарабатывал тем, что переходил границу с Китаем и притаскивал всякие товары для предпринимателей. Но уже год этого нет».
Поясню - это такая местная уловка, чтобы не платить сборы. Торговцы нанимают людей, которые привозят из Китая мешки товаров, якобы, для личного потребления. За них пошлину платить не надо, поэтому навар получается больше. Но с закрытием границ лавочка прикрылась.
За время поездки Андрей успел пожаловаться на всё. Особенно на тарифы агрегатора такси, с которым работает. Сколько нужно отработать заказов по 70 рублей, чтобы за день получилась приличная сумма? Посчитайте сами.
Таких историй за несколько дней набралось много. В итоге сложилось впечатление, что здесь есть удивительная природа, помпезные мосты, огромное здание для местных чиновников. А вот перспективы развития туманнее, чем утро на маяке.
- Один из примеров этого - ужасное состояние главной смотровой площадки города.