Найти тему
Первый канал

«Паразиты» — первый южнокорейский фильм, получивший «Оскар»! Интервью режиссера и отзывы кинокритиков

Оглавление

У «Паразитов» поразительное количество наград. Это первый за всю историю киноакадемии фильм на иностранном языке, получивший главную награду — «Оскар» в категории «Лучший фильм». Также картина получила премии в категориях «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучший оригинальный сценарий», а снявший ее Пон Чжун Хо был признан лучшим режиссером. Это первая победа на «Оскаре» для Южной Кореи и для самого режиссера. 3 апреля в 23.00 на Первом канале телевизионная премьера фильма!

Кадр из фильма
Кадр из фильма

«Паразиты» — по собственному меткому определению режиссера, «комедия без клоунов и трагедия без злодеев». Это остросюжетная история, через сатиру и гротеск поднимающая темы непреодолимого разрыва и одновременно болезненной взаимозависимости между низшим и высшим социальными слоями общества.

Пон Чжун Хо — один из лучших современных корейских и мировых кинорежиссеров и сценаристов. На счету режиссера 7 полнометражных лент, в числе которых культовые фильмы «Сквозь снег», «Воспоминания об убийстве» и «Окча». Его картины неоднократно получали призы престижных кинофестивалей.

О чем кино:

Семейство Кимов жизнь не балует. Им приходится жить в сыром грязном полуподвале, воровать интернет у соседей и перебиваться случайными подработками. Однажды друг сына семейства, уезжая на стажировку за границу, предлагает тому заменить его и поработать репетитором у старшеклассницы в богатой семье Пак. Подделав диплом о высшем образовании, парень отправляется в шикарный дизайнерский особняк и производит на хозяйку дома хорошее впечатление. Тут же ему в голову приходит необычный план по трудоустройству сестры…

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Интервью с режиссером:

— Что означает название «Паразиты»?

— Сначала все ожидали, что «Паразиты» будут фильмом о монстре или научной фантастикой. Тем более, что название моего предыдущего фильма — «Вторжение динозавра». Но, как я уже говорил, главные герои этого фильма — члены семьи, живущей в реальном мире. Есть люди, которые надеются сосуществовать с другими в симбиозе, то есть и брать что-то у других, и давать им. Но когда это не получается, они вовлекаются в паразитические отношения. Это ироничное название, мало отличающееся от оригинального корейского «Воспоминания об убийстве», которое несет в себе оттенок «теплых, приятных воспоминаний». Как можно хранить теплые ностальгические воспоминания об убийстве? Это же неправильно? Точно так же, как этот фильм передает ностальгию об эпохе через серийные убийства в Хвасоне, «Паразиты» содержит иронический оттенок в своем названии.

— Как бы вы охарактеризовали жанр «Паразитов»?

— Это человеческая драма, которая крепко пропитана духом времени. Она выглядит как сюжет из новостей или социальных сетей, перенесенный на большой экран. В этом смысле, «Паразиты» довольно реалистичная драма, но я не стану возражать, если вы назовете этот фильм криминальной драмой, комедией, мрачной человеческой драмой или ужасающим триллером. Я всегда стараюсь превзойти ожидания зрителей и надеюсь, что «Паразиты» в этом смысле удались.

— Расскажите про семьи, которые находятся в центре сюжета.

— Одна из них — из низшего класса, живущая в убогой полуподвальной квартире, которая просто надеется на обычную жизнь. У отца накопилось бессчетное число неудач в бизнесе. Мать занималась спортом, но никогда не имела особого успеха. Сын и дочь неоднократно проваливали вступительные экзамены в университет по разным причинам. В отличие от них, семья мистера Пака, который возглавляет IT-компанию — нувориши, крепко стоящие на ногах. Мистер Пак трудоголик. У него прекрасная молодая жена, милая дочь-старшеклассница и маленький сын. Они — пример идеальной семьи из четырех человек из современной городской элиты.

— Как вы подбирали актеров?

— Было важно создать эффектный ансамбль, работающий слаженно, как футбольная команда. А еще актеры должны были быть похожи друг на друга, чтобы производить впечатление семьи с первого взгляда. Поэтому я много думал, кого же пригласить. Первым был Сон Кан Хо. Затем, когда я снимал «Окчу» с Чхве Ю Щик, я подумал, что было бы забавно снять его в роли худощавого сына Сон Кан Хо. После появилась похожая на него Пак Со Дам, она была утверждена на роль его сестры. Что касается актрисы Чан Хе Джин, мне понравилась сдержанная сила, которую она излучала в фильме «В нашем мире», поэтому я взял ее на роль сильной жены Сон Кан Хо.

Что касается семьи Паков, я не хотел повторять типичный, клишированный образ высшего общества, который вы видите в корейских телевизионных драмах. Мне нужны были актеры для создания семейного портрета образованных и добрых людей. Меня всегда впечатляло многогранное обаяние Ли Сон Гюн, поэтому он сыграл роль мистера Пака. Что касается Чо Ё Джон, она кажется мне похожей на невероятно глубокую и таинственную алмазную шахту, которую еще предстоит изучить. Поэтому я выбрал ее, в надежде раскрыть хотя бы часть этой тайны.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

— Какой образ современного общества вы хотели передать через этот фильм?

— Думаю, один из способов изобразить продолжающееся разъединение и неравенство в нашем обществе — это мрачная комедия. Мы живем в эпоху, когда господствует капитализм, и у нас нет другой альтернативы. Не только Корея, но и весь мир сталкивается с ситуацией, когда капиталистические догмы невозможно игнорировать. В реальном мире пути людей, таких как наши безработные герои и семья Паков, вряд ли когда-либо пересекутся. Единственный пример — это трудоустройство одних к другим, например, когда кого-то нанимают в качестве репетитора или домашней прислуги. В таких обстоятельствах случаются моменты, когда два полярных класса оказываются так близко, что чувствуют дыхание друг друга. В этом фильме две семьи безо всякого злого умысла с обеих сторон оказываются в ситуации, где малейшее движение может привести к надлому и взрыву.

— Как думаете, что вынесут зрители этой картины?

— Надеюсь, она даст пищу для размышлений. Это местами забавный, страшный и грустный фильм. Если благодаря ему зрителям захочется выпить и обсудить все идеи, которые появились у них во время просмотра, буду считать свою работу выполненной.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

СМИ о фильме:

Андрей Плахов («КоммерсантЪ»): «Кто же такие вынесенные в название фильма «паразиты»? Бедные, которые присасываются к богатым и наживаются на них? Или богатые, присвоившие основную часть благ? Режиссер намеренно оставляет эту двойственность. Смотреть такое кино можно, совершенно ничего не зная об экономике и политике, полностью отдавшись инстинктам, среди которых доминируют страх и смех».

Егор Беликов («Искусство кино»): «Мир устроен несправедливо, но идти по нему стоит, смеясь, — гласит главный фильм Каннского фестиваля 2019 года».

Станислав Зельвенский («Афиша»): «Сперва это плутовская комедия, потом сатира, потом — почти весь второй акт — вообще фарс, пусть и с элементами триллера или даже хоррора».

Дмитрий Кузьмин («Газета.Ру»): «Самой большой заслугой картины стало то, что Пон Чжун Хо ни на мгновение не стал ударяться в морализаторство. Он описывает проблему со стороны, смотрит на нее, разглядывает под микроскопом, но никого не осуждает и никого не превозносит».

Саша Щипин («Сноб»): «Паразиты» скроены ловко и изящно, как хрестоматийная французская комедия с самозванцами и интригами. Если бы не брутальная концовка, можно было бы вообще подумать, что это экранизация какого-то старого анекдота».

Ефим Гугнин («Film.ru»): «Пон Чжун Хо относится к истории слишком легко и ненавязчиво, чтобы его можно было обвинить в претенциозности, и достаточно тонко, чтобы его голос не тонул в абсурдных сценках и водевильных курьезах».

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Награды фильма:

Каннский кинофестиваль (2019):

Золотая пальмовая ветвь

Премия «Оскар» (2019):

Лучший фильм, лучший режиссер, лучший сценарий, лучший фильм на иностранном языке

Номинация на «Оскар» (2019):

Лучший художник, лучший монтаж

Премия «Золотой глобус» (2019):

Лучший фильм на иностранном языке

Номинация на «Золотой глобус» (2019):

Лучший режиссер, лучший сценарий

Премия Гильдии киноактеров (2019):

Лучший актерский состав

Премия «BAFTA» (2019):

Лучший фильм на иностранном языке, лучший сценарий

Номинация на «BAFTA» (2019):

Лучший фильм, лучший режиссер

Премия «Сезар» (2019):

Лучший фильм на иностранном языке

Смотрите фильм «Паразиты» 3 апреля в 23.00 на Первом канале!

#кинокритика #рецензии #первый канал #интервью со звездой