Старообрядческим общинам жилось нелегко после прихода христианской веры. Давление со стороны бояр, желающих властвовать над землей, давление со стороны верующих, желающих искоренить "неправильное". Многим приходилось буквально убегать и скрываться, часто отступая на восток, сначала на Урал, а затем в сторону Алтая, все дальше и дальше в Сибирь. Но убегать в пустоту, не зная, что тебя ждет впереди, не так приятно. Так появилась среди общин легенда о Беловодье — стране, где никто ни в чем не нуждается, где живут мудрейшие из мудрейших; страна, открывающаяся только чистым сердцам.
Где-то мы уже это слышали?
В общих чертах мифы о Беловодье очень похожи на рассказы о других сказочных странах. Пшеница растет сама, скот пасется на лугах, и приглядывать за ним не надо, с гор стекают реки с чистейшей водой, где много рыбы, жители знают ответ на любой вопрос, и нет там злых людей. Другое дело, что не приписывается абсолютно невозможного. Нет невероятных технологий, нет чудес, которые нам недоступны, просто вполне реальное даже в обычных условиях процветание. И именно поэтому часто люди, уходившие на поиски Беловодья, оседали на востоке, уверенно заявляя, что да, нашли они чудесную страну.
В начале двадцатого века член географического общества Николай Рерих отправился на поиски священной страны. Сначала он вместе со своей семье приехал на Алтай, в село Верхний Уймон, которое было одним из самых старых сел в тех местах. Оттуда он и начал свой путь, параллельно ведя дневники. Кстати, именно Рерих стал ассоциировать Беловодье с Шамбалой, что это одно и то же место, спрятанное в Алтайских горах. Написанные Николаем легенды так и остались в Уймонской долине, и по сей день совершаются паломничества последователей этого путешественника, прямо по его словам: "Отсюда пойдешь между Иртышем и Аргунью. Коли не затеряешься, то придешь к соляным озерам. И дойдешь ты до гор Богогорши, а от их пойдет еще трудней дорога. Коли осилишь ее, придешь в Кокуши. А затем возьми путь через самый Ергор, к самой снежной стране, а за самыми высокими горами будет священная долина. Там оно и есть, самое Беловодье".
Сейчас считается, что у волшебной страны есть реальный прообраз — Бухтарминский край на Алтае. Именно туда уходили жить старообрядцы во времена гонений патриарха Никона, именно там они организовывали свои села. Там обитали так называемые «каменщики», беспоповцы поморского согласия, и с ними жили беглые каторжники и крестьяне. Без барского гнета, эти поселения были удивительно чистыми, с особой раскраской фасадов построек; Лжецов и воров выгоняли из общин, жили большими дружными семьями, не пили и не курили, с детства занимаясь трудом и соблюдая каноны веры. До 1791 года эти места не входили в состав Российской Империи, будучи островком свободы и чистоты.
И уже та самая вера людей, бегущих от гонений, желающих найти глоток свободы среди суровых ограничений, добавили и без того прекрасным описаниям немного волшебства. Как-никак, будучи сдавленными со всех сторон реальностью, каждому из нас хочется немного верить в чудо, чтобы не сломаться во время предстоящих испытаний.