Прежде чем открывать свой бизнес, мы должны понимать с кем и как наш бизнес будет взаимодействовать. Ни один бизнесмен погорел на том, что не учел различия в моделях продаж коммерческим фирмам, государственным организациям и конечным потребителям. Мы же не собираемся повторять их печальный опыт, а рассмотрим ключевые формы бизнеса и в чем разница между ними.
В этой статье мы с вами разберем, какие бывают виды бизнеса, что такое В2В, В2С и B2G продажи, а также их особенности. Ну, не будем разглагольствовать и перейдем сразу к делу.
B2 B , B 2C , B 2G – что это? Названия описываемых в нашей статье направлений бизнеса пришли из англоязычного делового оборота. Данные аббревиатуры позволяют буквально тремя символами описать целую рыночную нишу.
Продажи B2B расшифровываются как — business to business (дословно: бизнес для бизнеса). Продажи В2В — это когда одна фирма оказывает услуги или продает продукты для другой фирмы. Например, мы с вами это одна частная охранная компания, которая охраняет офисы, то есть предоставляем им свои услуги, офисы же в свою очередь принадлежат бизнесу и получается, что наш бизнес работает на другой.
Популярные виды B 2B :
- Машиностроение . Здесь нужно разграничить выпуск машин для бизнеса и конечного потребителя на одном и том же предприятии. Например, когда «АвтоВАЗ» производит Лады, Калины, Нивы и продает эти автомобили рядовым гражданам, то это сфера B2C. Но так как напрямую завод машинами не торгует, а делает это через дилерскую сеть, то по отношению к дилеру это будет B2B.
- Сырьевые и металлообрабатывающие компании – вся основа экономики РФ работает на другие виды бизнеса. «Роснефть» или «Лукойл» продают сырье для нефтеперерабатывающих заводов, которые, в свою очередь, являются b2b-компаниями для сетей автозаправок. Когда обычный человек приезжает заправляться на АЗС, то речь уже будет идти о сфере B2C.
В2С продажи (business to customer) — это дословно продажи от бизнеса для потребителя. Продажи B2C — это продажа товаров или оказание услуг от бизнеса для конечного потребителя. Например, есть продуктовый магазин, который торгует овощами и фруктами. Такой магазин нацелен на продажу своих товаров (овощей и фруктов) конечным потребителям, таким как мы с вами. Но, прежде чем продавать овощи и фрукты потребителям, их нужно где-то купить. А закупают их оптом у разных фирм из разных регионов и стран. А это уже полностью В2В, когда одна фирма (поставщик овощей и фруктов) продает другой фирме (продуктовому магазину).
P . S . Двойка (2) в сокращении В2В или В2С — ставится для красоты и удобства, т.к. в английском звучание слова «два» (two) и слова «для» (to) звучат одинаково, поэтому вместо слова «to» зачастую ставят двойку.
Популярные виды B 2C :
- Стационарные торговые точки – в эту категорию попадают все виды магазинов. И «Магнит», и «Пятерочка», и «Ашан» с Ikea, и «Перекресток», и сигаретный ларёк на углу – все это b2c.
- Общепит – сюда относятся как сети фастфуда типа «МакДональдса» или «Бургер Кинга», так и все кафе, рестораны и столовые, в том числе на промышленных производствах. Рюмочные и закусочные – тоже.
B2G (business to government) — дословно от бизнеса для правительства. B2G — это вид продаж, где бизнес предоставляет товары, услуги или какую-либо продукцию для государственных фирм и учреждений. Чаще всего продажи B2G работают на тендерной (аукционной) основе — то есть гос. учреждение формирует заказ, назначает за него приемлемую (для себя) цену и публикует его на какой-либо специализированной площадке. В свою очередь, все фирмы, зарегистрированные на этой площадке, могут подать заявку на участие в торгах и предложить свою цену за реализацию заказа.
Популярные виды B 2G :
- Продажа товаров и услуг государственным и муниципальным организациям. Спектр госзакупок очень широк – от консалтинговых услуг до элитных автомобилей, от организации кофе-брейков на конференциях до школьного питания и медпрепаратов.
- Аренда помещений и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Это взаимовыгодный бизнес: государство получает доходы от неиспользуемых площадей и территорий, а предпринимателям не приходится вкладываться в покупку офисов и промышленных объектов.
Так же существует сегмент C 2C . Аббревиатура с2с расшифровывается как «consumer-to-consumer» (потребитель – потребителю). Это как онлайн-продажи, так и торговля в реале, где в качестве и продавца, и покупателя выступают физические лица. Официально продавец чаще всего не является предпринимателем.
Особенностью такого сегмента является участие третьих лиц – владельцев торговых площадок – сайтов, на которых продавец может выставить товар, а покупатель приобрести, газет бесплатных объявлений и так далее. В России это Авито, Юла, «Из рук в руки» и прочие подобные ресурсы.
Заключение
Вот мы с вами и разобрали различные формы бизнеса. Как видите ничего сложного в этом нет, это просто обозначение того, кому именно мы продаем (бизнесу, частнику, ну или государству). Для каждой из этих моделей характерны свои цели, объемы поставок, суммы средней сделки и так далее. У каждого из сегментов бизнеса есть свои плюсы и минусы, в каждом можно заработать хорошие деньги (в бизнесе, ориентированном на бизнес или госструктуры – побольше, в интернет-торговле через торговые площадки – поменьше), и в любом можно остаться не у дел.