В несезон компании часто работают в убыток: клиентов мало, не хватает денег на обязательные расходы, а товар мертвым грузом лежит на складе. В этой статье эксперты компании «Нескучные финансы» рассказывают, как подготовиться к сезонным спадам и пережить их с минимальными потерями.
Подписаться на канал «Деловая среда» , чтобы читать полезные для бизнеса статьи.
Давать рекламу по бартеру
Хорошая реклама может генерировать спрос даже в низкий сезон. Если продаж мало и бюджет не позволяет тратиться, можно предлагать некрупным блогерам рекламу по бартеру: вы даете им бесплатно ваш товар или услугу, а они рекомендуют вашу продукцию в своем блоге. Рассмотрим такую схему на примере интернет-магазина дизайнерских свитеров.
Летом в этом бизнесе спад — теплую одежду покупают мало. Магазин работает с пулом блогеров, аудитория которых 8–10 тысяч подписчиков. Они показывают свитеры на себе, предлагают купить их летом со скидкой, подсказывают аудитории, как уютно в теплом свитере прохладным вечером. Суммарно они дают хороший охват, и при этом готовы принять оплату одеждой. Магазин получает новых подписчиков в соцсетях, продажи в несезон, и не тратит деньги.
Сезонные скидки и акции
Играйте с ценниками и ассортиментом — выбирайте хиты продаж и позиции, спрос на которые нужно подтянуть.
Распродавайте товары в конце сезона — так вы быстро сформируете выручку и не потеряете деньги, которые вложили в закупку — возможно, на к следующему сезону товар устареет. Предлагайте дополнительную услугу или скидку тем, кто купит несезонный товар.
Магазин одежды к приходу весны не успел распродать зимнюю коллекцию . Велик риск, что товар так и останется лежать на складе до следующего сезона. А тогда выйдет новая коллекция, на старую никто и не посмотрит. Магазин провел распродажу — сделал скидки 30% на одежду старой коллекции. Покупатели нашлись — все равно придется покупать эти же изделия следующей зимой, а сейчас — дешевле. Не для всех имеет значение, что она из старой коллекции.
Спецпредложения постоянным клиентам
В несезон можно гораздо эффективнее активизировать существующих клиентов, чем привлекать новых — они уже вам доверяют, и готовы сделать покупку, если предложить выгодные условия. Проведите акцию среди клиентов — скажи слово «Весна» («Лето», «Зима», «Осень») и получи скидку 30% или предложите дополнительную услугу тем, кто купит несезонный товар.
Аренда помещений и оборудования
Если у вас есть оборудование или помещение, которыми вы практически не пользуетесь в несезон, попробуйте сдать их в аренду или предложите другим предпринимателям выпускать продукцию специально для них.
Например, производитель летней одежды в низкий сезон отшивает на своем производстве спецодежду. Его оборудование используется, аренда окупается и у сотрудников есть работа круглый год.
Закрепим
Сезонность — не приговор для бизнеса. Бороться с ней можно с помощью тщательного планирования. Чтобы сохранить прибыльность в межсезонье, попробуйте применить несколько лайфхаков.
- Предложите клиентам выгодные условия при предзаказе и произведите продукцию заранее.
- Заполните финансовую модель для сезонного бизнеса и поставьте такую цену на ваш продукт, чтобы окупать сезонные спады.
- Добавьте в продуктовую линейку другие товары и услуги — те, что будут пользоваться спросом, когда основной продукт слабо продается.
- Предлагайте свой продукт там, где он будет пользоваться спросом. Для этого можно организовать доставку по России и миру, можно открыть собственные точки продаж или продать франшизу в другие регионы.
- Рекламируйте свой продукт бесплатно — предлагайте микроблогерам сотрудничать на условиях бартера.
- Проводите сезонные акции и распродажи.
- Делайте выгодные предложения постоянным клиентам.
- Сдавайте помещения и оборудование в аренду.
Первое, что нужно сделать, если хотите вывести сезонный бизнес в стабильную прибыль — заполнить финансовую модель и посчитать, сколько нужно зарабатывать в «сезон», чтобы оставаться в плюсе круглый год.
Переходите по ссылке — скачивайте шаблон финмодели и видеоинструкцию о том, как его заполнять.
Читайте также: