Относительно новый термин в образовании, литературы по этой теме пока мало - раньше определялись только два критических периода в развитии, а именно вызывающая фаза и половое созревание. Педагогика теперь знает еще два термина для критических фаз жизни: 6-летний кризис (5-7 лет) и предпубертатный возраст (8-10 лет). Все эти фазы развития характеризуются серьезными изменениями и связанными с ними конфликтами. На мой взгляд, это длительный процесс отрыва ребенка от родителей, во время которого просто бывают более тяжелые и более легкие времена.
Преимущество дальнейшего наименования кризиса может заключаться в том, что нам, родителям, легче с ним справиться, если мы дадим всему этому название.
Откуда взялся кризис?
Ребенок развивается от малыша до школьного возраста, в том числе физически. Детский узор на лице теряется, фигура растягивается - руки и ноги становятся длиннее и вдруг неловко болтаются вокруг тела. Вы помните, когда были на тяжелых сроках беременности? Восприятие тела внезапно изменилось, фокус изменился, вы склонны спотыкаться и натыкаться на все возможные укромные уголки и трещины - вот каким сейчас ребенок. При этом начинают выпадать первые зубы, что пугает некоторых детей - у них создается впечатление, что они сами разваливаются. Требования к окружающей среде растут. «В конце концов, ты скоро пойдешь в школу!» Самое позднее ребенок знакомится с театральным обществом.
Он знает, что скоро должен покинуть известный детский сад и, может быть, некоторых друзей. Снова и снова они слышат об этой школе, о которой обычно не имеют представления или в худшем случае, об отрицательной («Подожди, пока ты в школе.»).
Теперь ребенок должен развить новое представление о себе, пройти и интегрировать все эти изменения, которые взрослые могут даже не заметить. Жизнь состоит из перемен, тем не менее, они сопровождаются неуверенностью и, конечно же, пугающими. Неудивительно, что ребенок внезапно становится неуверенным и/или капризным и снова нуждается в большем понимании, внимании и близости!
Что именно означает «готов к школе»?
Оценка готовности к школе не связана с тестом на интеллект, ее не нужно специально практиковать! Скорее, готовность к школе - это набор критериев и навыков. Конечно, есть интеллектуальная составляющая, проверяется, может ли ребенок какое-то время сосредоточиться на задаче, бегло ли он говорит и насколько хорошо и внимательно за ним можно наблюдать.
Однако эмоциональные и социальные факторы также очень важны.
- Чувствует ли ребенок, что с ним разговаривают лично, когда разговаривают с группой?
- Чувствует ли он себя достаточно безопасно вне семьи, чтобы спокойно учиться у новых учителей?
- Может ли он выполнять конкретные задания и заниматься чем-то не очень интересным?
- Знает ли он, что принадлежит им, и уважает ли он собственность других?
Если вы не уверены, лучше всего поговорить с воспитателем детского сада, она знает ребенка вне семьи и наверняка хорошо его оценивает.
Хорошее начало учебы - на что обратить внимание
Выбор начальной школы вызывает у многих родителей много мыслей и забот, особенно в городах. Безопасный путь в школу играет важную роль - кстати, это часть готовности к школе, что ребенок может справиться с дорогой в школу самостоятельно, по крайней мере теоретически - а также возможности дневного ухода.
Детям нравится иметь возможность выбирать школьную сумку, родителям следует обращать внимание на такие качественные характеристики, как вес и практичное разделение отделений. Будьте осторожны с довольно бросающимися в глаза мотивами. Хорошая школьная сумка стоит довольно дорого, и кому захочется купить новую для второго класса, потому что напечатанный на ней мультяшный персонаж вышел из моды!
Лично для меня «ощутимая» разница оказалась неожиданно большой, что вдруг означает обязательное обучение. Было здорово знать, что в детском саду дети находятся в надежных руках, но когда мне вдруг захотелось пойти в зоопарк из-за хорошей погоды, это не стало проблемой. Эта гибкость исчезла - если ребенок заболеет, школьный материал придется переработать в дополнение ко всем организационным усилиям, связанным с уходом.
Карманные деньги для ваших первых желаний
Начало учебы в школе - хорошая возможность ввести карманные деньги, чтобы дети могли впервые попрактиковаться в обращении с деньгами и насладиться своей новой независимостью в установленных рамках. Сумма не имеет значения, начните с 25 рублей в неделю. Лучше начать с малого, а затем постепенно увеличивать. При этом, однако, можно купить все, что хочет ребенок.
Ребенок учится на чем-то экономить, расставлять приоритеты, а также отличать спонтанные желания от реальных потребностей. Он вероятно, также будет делать плохие покупки и недоволен этим, это процесс обучения, наше потребительское общество создает удовольствие и разочарование! Воспользуйтесь возможностью, чтобы выяснить с вашим ребенком, что происходит с более крупными денежными подарками от родственников - до какой суммы они могут пойти на карманные расходы и когда деньги попадают в копилку?
Важно, чтобы карманные деньги не были оплатой за проделанную работу и не должны быть средством обучения (= отказ в наказании за неприятное поведение)!
Сотовый телефон
У многих учеников начальной школы есть собственный сотовый телефон - все ли это необходимо?
Сотовый телефон - это секретный вопрос для многих родителей, поэтому важно учитывать, в чем заключаются неопределенности? Придется ли ребенку самостоятельно преодолевать долгий путь в школу, может быть, даже на общественном транспорте? Тогда сотовый телефон, вероятно, будет хорошей идеей, чтобы вы могли связаться друг с другом.
Если ребенка каждый день сопровождают в школу и снова забирают , сотовый телефон, вероятно, не нужен.
Теперь можно согласовывать правила для телевидения и компьютерных игр. Дети пяти-семи лет не должны проводить перед экраном более 45 минут в день, хотя на практике я не особо задумываюсь о ежедневном ограничении времени. Дети быстро думают, что это их личное законное право: «Я сегодня даже телевизор не смотрел!»
Я рекомендую устраивать еженедельное экранное время и планировать с ребенком, что они хотят увидеть или поиграть и когда. Это может быть еще один день, но другой - без экрана! Таким образом, вы сможете лучше включить экранное время в семейный распорядок дня и, возможно, даже превратить его в ритуал: субботний вечер - это день домашнего кинотеатра, мы вместе смотрим фильм и делаем из него попкорн. Довольно прагматично, зимой иногда может быть больше, если вы проводите много времени на открытом воздухе летом, и ваши домашние экраны автоматически переходят на задний план.