«И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним. Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию.» (Мк. 2: 15-17).
Великий пост – это особое время, время покаяния, осознания своих грехов, исправления себя, время, посвящённое Богу. Воздержание от пищи способствует этому, способствует молитве и вдумчивому чтению Слова Божия. «Покайтесь и веруйте в Евангелие.» (Мк. 1: 15) – это были первые Слова Спасителя, когда Он начал проповедь Евангелия. Насколько важно покаяние в жизни человека, об этом говорили все святые. «Покаяние – это древо жизни, потому что воскрешает многих умерших грехами.» Преподобный Ефрем Сирин. Но некоторые люди, считают, что Бог их всё равно не простит, потому что у них очень много тяжёлых грехов. Всё это ложь дьявола, которой он уловил Иуду, а если бы Иуда обратился к Господу, то Он бы, наверняка простил бы его. «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошёл и удавился.» (Мф. 27: 3-5). Какими бы тяжёлыми грехами не грешил человек, Милость Господа ещё больше, и нет греха, который бы побеждал Милосердие Божие. Он именно и пришёл к грешникам, а не к праведникам: «пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? Ибо Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию.» (Мф. 9: 13). Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам. (Псалом 102: 8-10 ). «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного» Преподобный Исаак Сирин. Господь и призывает к себе, людей, обременённых грехами, так как грех калечит душу человека, приносит много страданий и болезней, и помочь ей может только Господь: «Придите ко Мне все труждающиеся иобремененные, и Я успокою вас.» (Мф. 11: 28), Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами; насыщает благами желание твоё: обновляется, подобно орлу, юность твоя. (Псалом 102: 3-5).
Любой грех врачуется покаянием, поэтому не стоит отчаиваться. Губит грешника нераскаянность, а всякий обращающийся к Богу получает прощение, потому что за наши грехи умер Христос, и мы можем омыться Его Кровью: «Ибо Христос, когда ещё мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрёт за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.» (Рим. 5: 6-9).
Состояние отчаяния свойственно людям, обращающимся от тяжёлых грехов, потому что враги, бесы, пытаются ввергнуть этого человека в отчаяние, нашёптывая, что Бог не простит им грехи. При этом, бесы всячески пытаются разжигать в нём страсти, чтобы увлечь опять в те же грехи, всё это, конечно очень нелегко, но преодолимо с Божией помощью, уповая на Его милость. В этот момент отчаяния, надо думать больше не о своих грехах, а о Бесконечном Милосердии и Любви Божией к кающимся грешникам. Вот как утешительно Слово Божие: «И ты, сын человеческий, скажи дому Израилеву: вы говорите так: «преступления наши и грехи наши на нас, и мы истаеваем в них: как же можем мы жить?» Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез. 33: 10-11). «А когда скажу беззаконнику: «ты смертью умрешь», и он обратится от грехов своих и будет творить суд и правду, если этот беззаконник возвратит залог, за похищенное заплатит, будет ходить по законам жизни, не делая ничего худого, – то он будет жив, не умрёт. Ни один из грехов его, какие он сделал, не помянется ему; он стал творить суд и правду, он будет жив.» (Иез. 33: 14-16). Господь очень милостив к кающимся грешникам, желающим исправиться и очистится и всегда радуется об их обращении: «кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдёт за пропавшею, пока не найдет её? А найдя, возьмет её на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: «порадуйтесь со мною: я нашёл мою пропавшую овцу». Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.» (Лк. 15: 4-7). Как Он принял блудницу, разбойника, мытаря, сделал из гонителя христиан Первоверховного Апостола (Апостол Павел был гонителем христиан до обращения), царь Манассия, который делал очень много беззаконий перед лицем Господним: «и делал он неугодное в очах Господних, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых». (2-Пар. 2: 33). «Но Манассия довел Иудею и жителей Иерусалима до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых.» (2-Пар. 33: 9), Господь принял и его покаяние. Так, Он готов принять и любого грешника, обращающегося к нему, принять как блудного сына в Свои объятия с радостью, только нужно обратиться к Нему: «Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся. Сей нищий воззвал, – и Господь услышал и спас его от всех бед его.» (Псалом 33: 6-7). Человек может сказать, зачем я нужен Богу? На это Господь отвечает: «Посему скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: не для вас Я сделаю это, дом Израилев, а ради святого имени Моего, которое вы обесславили у народов, куда пришли. И освящу великое имя Моё, бесславимое у народов, среди которых вы обесславили его, и узнают народы, что Я – Господь, говорит Господь Бог, когда явлю на вас святость Мою перед глазами их.» (Иез. 36: 22-23). «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну: припомни Мне; станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться.» (Исаия 43: 25-26).
Господь промышляет о каждом человеке, и всё случающееся с человеком обращает к лучшему для него, настолько Он благ. Даже в том, что человек грешил тяжёлыми многими грехами можно найти хорошее. Например, это способствует смирению: «Восприят я от пути беззакония их: беззаконий бо ради своих смиришася. Всякаго брашна возгнушася душа их, и приближишася до врат смертных. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их спасе я.» (Псалом 106: 17-19). Также вспомним, историю покаявшейся грешницы, омывшей ноги Спасителя слезами: «И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришёл в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришёл, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи.» (Лк. 7: 37-48). Человек, которому Господь простил больше, больше любит его и больше испытывает благодарность. Получается, что сами грехи, кающегося грешника приводят его к любви, смирению и благодарности к Богу, что и нужно Ему от нас, а значит великий грешник может стать великим святым, например, как Мария Египетская, которая была блудницей, а стала великой святой, и является для нас примером покаяния. Где умножается грех, там преизобилует благодать Божия. «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.» (Рим. 5: 20-21). Безусловно, одного раскаяния в грехах недостаточно, нужно изменить свою жизнь, обратиться от зла к добру и стараться больше не согрешать: «и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.» (Ин. 8: 11).
Бывает, что человек уже живёт христианской жизнью и впадает в смертный грех. В это время враг начинает нашёптывать ему, что Бог не простит его после такого, желая привести к отчаянию. В этом случае не нужно отчаяваться, а обратится к Богу и просить прощения у Него, помня о Милосердии Божием. Бог знает, что мы немощны и слабы и принимает покаяние, от обращающихся к Нему и уповающих на Него: «как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы – персть.» (Псалом 102: 13-14). Так, Он прощал Израиль, когда вёл его по пустыне, и народ впадал, периодически, в ропот. Примером для нас также может быть Апостол Пётр, отрёкшийся от Христа, но покаявшийся и вернувший себе статус Первоверховного Апостола. Царь и пророк Давид, совершивший прелюбодеяние и убийство, покаялся и был принят Богом: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.» (Псалом 50: 3). Главное, не отступать от Христа и терпеть всё до конца, Господь это очень ценит: «Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен.» (Иак. 5: 11), «терпением вашим спасайте души ваши». (Лк. 21: 19). «Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.» (Рим. 9: 16). Конечно нужно всячески избегать падений в грехи, но, если уж падения случились, надо обращать их к лучшему, они способствуют смирению, которое так необходимо нам, чтобы оставаться в состоянии мытаря, чтобы не впасть в гордость, как фарисеи. Надо не забывать заповедь Господа: «ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.» (Лк. 18: 14). Преподобный Силуан Афонский спросил у Господа: «Господи! Ты милостив, душа моя познала Тебя, скажи мне, как смириться?». И сказано было ему: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». Какие бы обстоятельства не были у нас, надо не отчаиваться и помнить о том, что есть Любящий нас и Милостивый Бог: «Мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся» (2- Кор. 4: 8).
Когда помыслы отчаяния начинают смущать душу, надо обратиться к Богу и просить Его о спасении и помиловании. «Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души моей. Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошёл во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня. Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога моего. Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей; враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились; чего я не отнимал, то должен отдать. Боже! Ты знаешь безумие моё, и грехи мои не сокрыты от Тебя.» (Псалом 68: 2-6). «А я с молитвою моею к Тебе, Господи; во время благоугодное, Боже, по великой благости Твоей услышь меня в истине спасения Твоего; извлеки меня из тины, чтобы не погрязнуть мне; да избавлюсь от ненавидящих меня и от глубоких вод. (Псалом 68: 14-15). «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя.» (Псалом 54: 23).
«Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь и живите!» (Иез. 18: 31-32).
«Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня и будете живы.» (Амос: 5: 4). «Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, – и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите.» (Амос: 5: 14).