Найти в Дзене

Портрет Ореста Кипренского. Опасный психопат или жертва слухов?

Кипренский. Автопортрет.
Уже неоднократно замечала - знания моих читателей о творчестве того или иного отечественного художника, имя которого со школьных лет вроде бы на слуху, часто ограничивается парой - тройкой иллюстраций с репродукциями его картин из того же школьного учебника, а основная его часть вообще никогда не попадает в поле зрения среднего читателя.
С одной стороны - хорошо хоть само
Кипренский. Автопортрет.
Кипренский. Автопортрет.

Уже неоднократно замечала - знания моих читателей о творчестве того или иного отечественного художника, имя которого со школьных лет вроде бы на слуху, часто ограничивается парой - тройкой иллюстраций с репродукциями его картин из того же школьного учебника, а основная его часть вообще никогда не попадает в поле зрения среднего читателя.

С одной стороны - хорошо хоть само имя знаем, да и иллюстрации, как правило, подбираются с таким учетом, чтобы продемонстрировать работы художника с наилучшей стороны. А с другой... часто расширение взгляда на его творчество таит сюрпризы (как это было, например, у нас с вами с Боровиковским), и выясняется еще, что определенная часть почитателей школьных учебников вообще к открывающимся истинам не готова, и просто - напросто склонна их отрицать, даже нос к носу столкнувшись...

К таким, известным со школы именам, относится и отечественный художник с опереточным именем - Орест Кипренский (1782 - 1836 гг.). Мы вроде бы и знаем его хорошо - по автопортрету, и по портрету Александра Сергеевича Пушкина - и в то же время, других портретов, которые Кипренский всю сознательную жизнь писал, назвать не можем.

Кипренский. Известный портрет Пушкина с красивыми ногтями. 1827 г.                   Любимец моды легкокрылой,                                                                                                                           Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, —
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
Кипренский. Известный портрет Пушкина с красивыми ногтями. 1827 г. Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, — И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит. Оно гласит, что не унижу Пристрастья важных аонид. Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид.

Причина этого проста. Кипренский был очень хорошим и популярным портретистом, и писал замечательные портреты своих заказчиков. А вот имена его заказчиков нам ничего не говорят. Личности их нам не известны, жизни их нам не интересны, красотой неземной они не отличались - обычными были средними людьми - а значит и внешность их совершенно не цепляет нашего современника, и биография их стандартная для того времени - для него пустой звук, если только он не особенно въедливый знаток отечественной истории.

Большая часть наших с вами соотечественников произошла от крестьян, как бы они себя не презентовали, а значит, портреты среднестатистических бар, которые жировали, в то время как наши с вами предки лаптем щи хлебали, нам попросту не интересны. А стало быть и творчество Кипренского проходит мимо наших глаз и душ.

Но сегодня я все - таки попытаюсь это творчество в ваши души, так сказать, впихнуть)

Несколько слов о самом Кипренском. Происхождение его точно не известно. Долгое время было принято считать, что отцом его был небогатый провинциальный помещик Алексей Степанович Дьяконов, который сделал ребенка своей крепостной, а потом, дабы грех свой прикрыть, выдал ее замуж за другого своего крепостного. Но история эта несколько более сложная.

Во - первых, в метрической книге у незаконнорожденного младенца Ореста не указан не только отец - но и о матери нет ни одного слова. Во - вторых, маневры его, якобы отца, Алексея Степановича, относительно семьи, в которой воспитывался Орест - очень странные, их нельзя объяснить только тем, что помещик был отцом ребенка и как то старался искупить свой грех.

Женщина, которая считается матерью Ореста - крепостная Анна Гаврилова, была накануне появления на свет младенца, отпущена Дьяконовым на свободу - так что ребенок в крепостные зачислен не был. Однако, вскоре после его рождения, она была выдана замуж за крепостного, Адама Карловича Швальбе (очень странное имя для русского человека), и опять стала крепостной того же помещика. Однако все дети этой пары (а их было еще пятеро), сразу после рождения получали от Дьяконова свободу, а сами Адам и Анна, по его завещанию, должны были получить (и получили) свободу сразу после смерти самого помещика.

Всю их семью Дьяконов опекал на протяжении всей своей жизни. При этом, сам он оставался холостяком. В принципе, если Орест был его сыном, ему ничего не мешало или жениться на Анне, или же просто держать ее около себя - и вовсе не обязательно было выдавать ее замуж. Но ситуация принимает иной оборот, если предположить, что Дьяконов скрывал не свой грех. Как вариант, существует предположение, что Кипренский был сыном или какого - то родственника Дьяконова, или же сыном именно тех людей, которые и считались его родителями - Адама и Анны, но были некие обстоятельства, которые мешали им нормально пожениться - к примеру, Анна могла принадлежать изначально другим хозяевам...

В общем, в этой истории можно определенно сказать только одно - мы знаем, кто художника воспитал, но не знаем, кто его родил)

Если предположить, что родителями мальчика были крепостные - становится понятным, почему его фамилия была иной, чем у его отца. Дело в том, что крепостные в то время фамилий не имели (Швальбе - это тоже, скорее, прозвище), а поскольку мальчик был свободен - ему ее дали - по произвольному принципу, когда выяснилось, что ребенок имеет художественные таланты, и его отправили учиться в заведение, закрытое для детей крепостных - Воспитательное училище при Петербургской Академии художеств.

Так или иначе, но первым полноценным портретом, который создал художник, был портрет его отца (так он назывался), на котором изображен Адам Швальбе.

Кипренский. Портрет отца. 1804.
Кипренский. Портрет отца. 1804.

Кипренский 15 лет (с 6 до 21 года), провел в стенах Воспитательного дома Академии художеств. Он получил прекрасное классическое художественное образование, и сразу стал известным портретистом.

В 1812 году он стал академиком живописи.

В 1816, при содействии императрицы Елизаветы Алексеевны, его отправили в Европу, для дальнейшего совершенствования мастерства. Он живет сперва в Германии, а затем - надолго зависает в прекрасной Италии.

Уехать ему оттуда пришлось в связи с неприятным скандалом - у него была сожительница - красавица - натурщица, итальянка. И вот однажды ее нашли мертвой. Через несколько дней, в больнице, при загадочных обстоятельствах, умирает слуга Кипренского - молодой и красивый итальянец. Кипренский объяснял местной полиции, что натурщицу убил его слуга. Но поползли слухи, что она была убита как раз самим Кипренским на почве ревности. Началась общественная травля художника, которую он не выдержал, и бежал из Италии. Правда - не в Россию - в Париж) Однако - слух об убийстве и невнятной роли художника в нем достиг и Франции - Кипренский был подвергнут бойкоту - и со стороны бывших друзей, и со стороны публики. В итоге, в 1823 году, он возвращается на родину. Но и здесь его преследуют отзвуки итальянского скандала - и он теряет заказчиков. Спасает художника граф Дмитрий Шереметев - он предлагает ему стать его личным живописцем. Через некоторое время ситуация успокаивается, у художника появляются клиенты, и жизнь его налаживается. В 1827 году он, в числе прочих, пишет и известный портрет Пушкина. А в следующем, 1828 году, навсегда возвращается в любимую Италию.

Надо сказать, Кипренский всегда отличался неустойчивым характером. Его часто сопровождали скандалы, поскольку он был очень самолюбив, непредсказуем, и имел такие странности в поведении, что некоторые, еще и до убийства подозревали у него проблемы с головой. Многие отмечали, что характер живописца весьма причудлив. Возможно, из за этого все так легко поверили в то, что в припадке ревности, он мог пойти и на зверское убийство...

За несколько месяцев до смерти - он внезапно женился. Его молодой супругой была дочь натурщицы, в убийстве которой его обвиняли. Когда - то он писал ее портрет, портрет еще маленькой девочки, а уезжая из Италии, позаботился о том, чтобы определить ее в монастырский пансион, и оставил деньги на ее воспитание.

Вернувшись в Италию, он разыскивает девочку, ставшую красивой девушкой, влюбляется в нее, и делает ей предложение. Она предложение принимает. Ради этого брака художник перешел в католичество. Но... Как я уже писала выше - его счастье было недолгим, он очень скоро внезапно умирает от простуды. Его дочь, Клотильда, родилась после его смерти...

Здесь тоже находились свидетели, которые утверждали, что молодая девушка боялась своего не всегда адекватного мужа, хотя бвла благодарна ему за то, что он спас ее от нищеты. Художник в этот период почти перестал писать портреты, во всяком случае, ничего интересного уже не создал. Как следствие, он нуждался в деньгах и начал пить.

Похоронен он в Италии, которую любил, и которая когда то признала его как хорошего художника. Он был первым русским живописцем, чье творчество получило признание и в Европе...

После его смерти семья Кипренского не нуждалась. Молодая вдова получила пенсию от государства, а так же, долго продавала его картины, значительный запас которых почему то хранился в его доме...

 Анна-Мария Фалькуччи - будущая супруга Кипренского в возрасте примерно 6 - 7 лет. 1819 г. Портрет написан, естественно, Кипренским.
Анна-Мария Фалькуччи - будущая супруга Кипренского в возрасте примерно 6 - 7 лет. 1819 г. Портрет написан, естественно, Кипренским.

Ну и , наконец, портреты кисти Кипренского...

Честно говоря, мое сердце не замирает, когда я смотрю на портреты этих людей. Я нахожу эти работы довольно посредственными. На некоторых картинах очень четко видны ляпы, вроде нарушенных пропорций тела, или несоразмерности черт лица... Но вы, дорогие читатели, сейчас в два счета докажете мне, что это шедевры. Заранее сообщаю - вы меня не убедили)