<!-- /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pa
Отзыв на опубликованную 3 мая 2020 года в Яндекс-Дзен статью « Изабелла Арагонская – Неаполитанская принцесса, возможно модель «Монны Лизы» Леонардо да Винчи».
Отзыв желательно разместить рядом с опубликованной статьёй.
Автор Галина в своей статье ничего нового, что уже опубликовано Википедией не сообщила. Изабелла Арагонская (1470-1524) дочь короля Неаполитанского Альфонса II Калабрийского (1448-1495) была принцессой Неаполитанской до того, как обвенчалась в Миланском кафедральном Соборе Дуомо 2 февраля 1489 года с герцогом Миланским Джаном Галеаццо Сфорца ( 1469-1494). С этого момента она герцогиня Миланского герцогства. В рассматриваемом в статье периоде времени, она вдова с 21 октября 1494 года .
После смерти племянника, правящий герцогством с 1480 года Лодовико Мария Сфорца, прозванный Моро (1452-1508), назвался герцогом Миланским. (Официально император Максимилиан 1 Габсбург пожаловал Моро титул герцога Миланского на выездной церемонии 22 мая 1495 года )
Теперь. что касается списанного у Википедии: « После смерти старшего брата Фердинанда II , именуемого также Фернандо, Ферранте II (1467-1496), Изабелла унаследовала титул герцогини Бари». Это не согласуется с тем, что ни дед Изабеллы Фердинанд 1, король Неаполя с 1458 по1494год , ни отец Альфонсо II (1448-1495) , ни брат Фердинанд II ( 1467-1496) герцогами Бари не были. Следовательно, от них Изабелла не могла унаследовать титул герцогини Бари.
В интернете есть информация, что Сфорца приобрели личные права на титул герцогов Бари последовательными браками с королевской династией Неаполя. Но нам больше импонирует, что территориально Миланское герцогство приросло городом Бари во время правления Ломбардией со столицей Милан , бывшим кондотьером Франческо Мария Сфорца с 1450 по 1466 год. С 1464 года по 1479 герцогом Бари был сын Франческо, Мария Сфорца (1451-1479). С 1479 года титул герцога Бари перешёл к брату Лодовико Сфорца (1452-1508). При жизни герцога Милана Джана Галеаццо Сфорца, Лодовико Сфорца носил титул герцога Бари, а его жена с 17 января 1491 года Беатриче де Эсте ( 1475-1497) носила титул герцогини Бари.
Вдова герцога Милана Изабелла Арагона ( 1470-1524) была молода и красива. Она очень нравилась Лодовико Сфорца, прозванным Моро. Ей было 24 года, а ему 42. Чтобы сблизиться с Изабеллой, Моро переселяет её из дворца в Павии (35 км от Милана) в свой замок Сфорца. Но положить женатому свою седеющую голову на роскошную грудь молодой вдовы не подфартило. По одной из версий, чтобы расположить к себе Изабеллу, Моро тут же в своём замке в ноябре 1494 года передаёт ей все права на герцогство Бари и Изабелла приобретает титул герцогини Бари. Но этот существенный дар не приблизил Моро к цели- Изабелла его ненавидела, считая отравителем её мужа. По другой версии Моро права на герцогства Бари Изабелле не передавал, но пообещал. А не добившись взаимности "на условиях оплата по факту", переселил её в обветшалый дворец Корте Веккьо на площади перед Дуомо. А там располагалась мастерская на все руки умельца Леонардо да Винчи (1452-1519). Кстати, он работал при дворе Сфорца с 1482 по 1499 год 17 лет , а не 11 лет, как значится в статье.
По второй версии , накануне вторжения французских войск короля Людовика 12 (1462-1515), перед тем как покинуть Милан в сентябре 1499 года Моро из добрых побуждений предложил Изабелле дать 8-летнего сына Франческо, прозванного Дукетто-маленький герцог для отправки вместе со своими детьми в Инсбруг на попечение племянницы Бьянки Мария Сфорца (1472-1510), бездетной жены императора Максимилиано 1 Габсбурга. Изабелла не согласилась и прогадала. 16 сентября 1999 года в Милан с эскортом прибыл Французский король Людовик Х11. Он усмотрел в мальчике потенциального герцога и, чтобы обезопасить себя, отлучил от матери сына Дукетто и вывез во Францию , где заставил принять священный сан. Подросший Франческо стал аббатом Нуартье. А в 22 года упал с лошади на охоте (или подстроили?) и разбился на смерть.
Лодовико Сфорца сдержал слово. Перед своим убытием к Максимилиану 1 за военной помощью он передал Изабелле права на герцогство Бари и с этого момента Дукетто стал графом Бари. В обоих случаях Изабелла титул герцогини Бари получила из рук ненависного ей Лодовико Сфорца, а не унаследовала от своих Неаполитанских родственников, как говорится в статье.
Мы определённо не разделяем мнение немецкой исследовательницы Майке Фогт-Люэрсен ( Maike Vogt - Luerssen ), сообщённое Галиной в её статье . Фрау Фогт после 17 лет изучения сведений о знаменитой картине да Винчи «Джоконда» пришла к выводу , что на ней изображена Изабелла Неаполитанская – Арагона (1470-1524). Повторимся , 18-летняя Изабелла 2 февраля 1489 г. стала женой герцога Миланского Джана Галеаццо Сфорца и, соответственно ,герцогиней Миланской, а 21 октября 1494 г. стала его вдовой. Сначала дядя умершего в 25 лет племянника – правитель Милана Лодовико Сфорца распорядился перевезти 24-летнюю вдову из дворца в Павии поближе к себе в замок Сфорца в Милане. Лодовико Моро не добился взаимности от молодой и красивой вдовы. Поэтому вскоре он отправил её жить в обветшалый дворец Корте Веккьо, где располагалась мастерская Леонардо да Винчи. Здесь королевских кровей Изабелла и бастард Леонардо тесно общались 5 лет (1494-1499). Ходили слухи, что они состояли тайно в морганатическом браке и у них были дети. Сведений о связи этой пары в официальной хронике не обнаружено. Но вот , что забавно. В статье написано: « Изабелла Арагонская и Леонардо да Винчи в 1497 году вступили в тайный брак, от которого появилась на свет дочь Джованна, а после ещё четверо детей ». Можно было бы сделать скидку, будь автор статьи мужчина, который может не знать всех нюансов воспроизводства. А у автора- женщины осмелимся спросить, как за 2 календарных года с 1497 по 1499 родить пять детей? И чтобы ни близнецов, ни двойняшек-тройняшек .
В 1499 году Изабелла Арагонская и Леонардо да Винчи расстались. Интересно, если имел место брак, то была ли процедура развода? В дальнейшем они не встречались и не переписывались. Иными словами, «с глаз долой, и из сердца вон». С 1500 по 1503 год Леонардо да Винчи скитался : Милан, Ваприо де Адда, Мантуя, Венеция, Флоренция, Рим , у него не было ни времени ни возможности сесть за написание портрета. Только встретив во Флоренции в 1503 году случайно модель, которую так долго искал, Леонардо загорелся писать портрет при всей своей занятости изготовлением фрески «Битва при Ангиари» по заказу Синьории.
Как считает фрау Фогт, Леонардо в пятилетний ( 1494-1499) срок общения с Изабеллой мог написать её портрет в любом образе, в том числе и образе Катерины. Но по нашему мнению, великий художник этого не делал. Он знал, что она уже позировала Джованни Антонио Бельтраффио (1466-1516), и тот написал её портрет в образе святой мученицы. Историки подтверждают, что Леонардо приступил к написанию портрета «Мона Лиза» в 1503 году. А Изабелла покинула Милан в 1499 году, т.е. на 4 года раньше курсом на родной Неаполь и далее в свою вотчину Бари. Соответственно быть натурщицей для Леонардо да Винчи физически она не могла. Леонардо же предпочитал писать портреты людей, видя их перед собой. Написать свою монну Лизу, глядя на портрет Изабеллы в образе святой мученицы кисти Джованни Антонио Бельтраффио, щепетильный гений не мог по этическим соображениям.
Как можно верить утверждению фрау Фогт, что Изабелла Арагонская, будучи с Леонардо да Винчи в тайном морганатическом браке с 1497 по 1499 год, родила в отсутствии Леонардо в Неаполе тремя годами позже, а именно, в 1502 году дочь Johanna |(1502-1575), а после неё ещё четверых детей ? Если доподлинно известно, что сама Изабелла с двумя дочерьми от законного мужа герцога миланского Джана Галеаццо Сфорца (1469-1494) родила дочерей Bona (1493-1557) и Ippolita Maria (1494-1501) и уехала с ними в Неаполь в конце 1499 года, а Леонардо уехал в Венецию через Мантую в январе 1500 года, и они больше не встречались.
И последнее. Фрау Фогт и Галина делают акцент на «поразительное внешнее сходство «Моны Лизы» с Изабеллой Арагонской, дающее основание рассматривать последнюю как модель-натурщицу первой. Определённое сходство модели с внешностью той женщины, которая на уме у этого художника должно быть. Чувства на первом месте. А Изабелла Арагона точно «не героиня романа».
Вывод: Оснований отождествлять Изабеллу Арагонскую с портретом «Джоконда» в образе Катерины, как личной иконы Леонардо да Винчи, нет.
P . S . На днях я отправил в Яндекс-Дзен своё ЭССЕ из трёх глав. Читайте. Обсудим.
Валентин Павлов vpavlov1939@mail.ru Минск